Предыдущая Следующая
На этой-то педагогической основе и строится новый режим
образа
На этой-то педагогической основе и строится новый режим
образа. Как мы уже видели, этот новый режим состоит в следующем: образы и
последовательности не нанизываются посредством рациональных купюр, завершающих
первый (первую) или начинающих второй (вторую), а заново выстраиваются через
иррациональные купюры, уже не принадлежащие ни к одному из двух образов и ни к
одной из двух последовательностей и обладающие смыслом сами по себе (зазоры).
Иррациональные купюры, следовательно, имеют дизъюнктивный, а уже не
конъюнктивный смысл. В сложном случае, который мы теперь рассматриваем,
проблема в следующем: где проходят купюры, в чем они состоят, почему они
обладают автономией? Мы сталкиваемся с первой последовательностью визуальных
образов, имеющих звуковой и речевой компонент, как на первой стадии звукового
кино, — однако они стремятся к пределу, который им уже не принадлежит, как не принадлежит
он и второй последовательности. Этот предел, эта иррациональная купюра, может
представать в весьма разнообразных визуальных формах — либо в неподвижной форме
последовательности необычных, «аномальных» образов, порою прерывающих
нормальное выстраивание двух последовательностей; либо в расширенной форме
черного или белого экрана и их производных. Но всякий раз иррациональная купюра
имеет в виду новую стадию говорящего кино, новый облик звукового кино. Это
может быть актом молчания в том смысле, что молчание возникло с появлением
речевых и музыкальных элементов. Это может быть и речевым актом, но взятом в
аспекте игры воображения или заложения основ, а не в его классических аспектах.
Примеры тому многочисленны в фильмах новой волны, например в фильме Трюффо
«Стреляйте в пианиста», где речевой акт прерывает погоню на автомобиле, — акт
тем более странный, что он сохраняет видимость обыкновенной беседы, взятой
наудачу; этот метод особенно выразителен у Годара, поскольку иррациональная
купюра, к которой стремится нормальная последовательность, является жанром или
персонифицированной категорией, требующими как раз речевого акта как заложения
основ (роль Бриса Парена в «Жить своей жизнью») или как игры воображения (роль
Девоса в «Безумном Пьеро»). Это может быть и музыкальным актом, когда музыка
органична по отношению к черному заснеженному экрану, разрезающему
последовательности образов, и заполняет этот интервал ради того, чтобы
распределять образы по двум непрерывно перемешиваемым сериям: такова организация
фильма Рене «Любовь до смерти», где музыка Хенце слышится только в интервалах,
ибо она принимает на себя подвижную дизъюнктивную функцию в промежутке между
двумя сериями — от смерти к жизни и от жизни к смерти. Случай может быть и еще
более сложным, когда серия образов тяготеет не только к некоему музыкальному
пределу как купюре или категории (как происходит в фильме Годара «Спасайся, кто
может», где непрерывным эхом звучит вопрос: «что такое эта музыка?»), но и
когда эта купюра, этот предел сами формируют серию, накладывающуюся на первую
(такова вертикальная конструкция фильма «Имя: Кармен», где образы квартета
выстраиваются в серию, накладываемую на серии, купюры между которыми они
обеспечивают). Годар, разумеется, является одним из режиссеров, внимательнее
других рассмотревшим отношения между визуальным и звуковым элементами. Но его
тенденция реинвестировать звуковое внутрь визуального, а в последнем пределе
(по выражению Данея) — «вернуть» оба элемента в тело, из которого они были
взяты, влечет за собой целую систему «сбоев» в синхронизации или микрокупюр во
всех смыслах слова: купюры размножаются и теперь проходят уже не между звуковым
и визуальным элементами, но и в пределах визуального, и в многочисленных стыках
элементов1. А что происходит в том случае, когда иррациональная купюра, зазор
или интервал проходят между очищенными, освобожденными друг от друга,
дизъюнктивными визуальным и звуковым элементами? Предыдущая Следующая
|