Предыдущая Следующая
В простейшем случае такое новое распределение визуального
и речевого случается в рамках одного и того же образа
В простейшем случае такое новое распределение визуального
и речевого случается в рамках одного и того же образа, который, следовательно,
становится аудиовизуальным. Тут необходима настоящая педагогика, поскольку мы
должны по-новому прочитывать визуальное, равно как и слушать речевые акты. Вот
почему Серж Даней ссылается на «годарианскую» или «штраубианскую» педагогику. И
первым проявлением большой педагогики в простом и все-таки определяющем случае
стали последние фильмы Росселлини. Дело обстоит так, как если бы Росселлини
сумел заново создать что-то вроде абсолютно необходимой начальной школы с ее
уроком слов и уроком вещей, с грамматикой речи и правилами обращения с
предметами. Эта педагогика, не сливающаяся ни с документальным фильмом, ни с
расследованием, особенно отчетливо предстает в фильме «Восшествие Людовика XIV
на престол»: Людовик XIV дает портному урок отношения к вещам, заставляя его
подбирать ленты и узелки, чтобы тот создал прототип парадного костюма, который
будет давать занятия дворянским рукам, — в другом же месте король дает урок
новой грамматики, где он сам становится единственным субъектом высказывания,
тогда как вещи сочетаются согласно его намерениям. Педагогика или, скорее,
«дидактика» Росселлини состоит не в соотнесении речей между собой и не в
демонстрации вещей, но в выделении простейшей структуры дискурса, - речевого
акта, - а также в обучении будничному изготовлению вещей, большим или малым
трудам, ремеслу или индустрии. В фильме «Мессия» сопрягаются притчи,
представляющие собой речевые акты Христа, и изготовление ремесленных предметов;
«Августин Гиппонский» сопрягает акт веры с новой скульптурой (то же самое
происходит с предметами в «Паскале», с рынком из «Сократа» и т. д.). Так
сочетаются две траектории. Интересы Росселлини состоят в разъяснении понятия
«борьбы» как возникновения нового, и борьба эта не творится между двумя
траекториями, а может проявиться лишь «сквозь» них и благодаря их
маятникообразный движениям. Под дискурсами необходимо найти новый стиль
речевого акта, всякий раз, выявляющийся в языковой борьбе с прошлым, - а под
вещами - новое пространство, формирующееся в тектонической противопоставленности
пространству прежнему. Пространством Людовика XIV является Версаль,
благоустроенная территория, противостоящая скученному пространству Мазарини, —
но также и индустриальное пространство, где вскоре началось серийное
производство вещей. Будь то у Сократа, Христа, Августина, Людовика XIV, Паскаля
или Декарта — речевой акт отрывается от прежнего стиля в то время, как
пространство формирует новый слой, стремящийся закрыть предыдущий; повсюду
борьба характеризует маршрут мира, покидающего один исторический момент ради
того, чтобы войти в другой - трудные роды нового мира с двойными щипцами слов и
вещей, речевых актов и стратифицированного пространства. Такова историческая
концепция, сочетающая одновременно и комическое и драматическое, и необычайное
и повседневное — новые типы речевых актов и новые виды структурирования
пространства. «Археологическая» концепция почти что в духе Мишеля Фуко... Как
раз этот метод унаследовал Годар, превративший его в основу собственной
педагогики и присущего ему дидактизма: таковы уроки отношения к вещам и словам
в фильме «Шестью два», вплоть до знаменитой последовательности из фильма
«Спасайся, кто может», где урок отношения к вещам состоит в позах, навязываемых
клиентом проститутке, а урок слов — в фонемах, которые он заставляет ее
произносить, — и эти уроки отчетливо друг от друга отделены. Предыдущая Следующая
|