Предыдущая Следующая
Часто отмечали, что современное кино — некоторым образом
— ближе к немому, нежели к звуковому на его первой стадии: не только потому,
что порою оно заново вводит титры, но еще и оттого, что оно работает некоторыми
из средств немого кино, совершая инъекции письменных элементов в визуальные
образы (оперируя тетрадями, письмами и — у Штрауба постоянно — надгробными
надписями или надписями на камне, «мемориальными досками, памятниками умершим,
табличками с названиями улиц...»). Тем не менее сопоставлять современное кино с
немым в большей степени, нежели с первой стадией звукового, неуместно. Ибо в
немом кино мы присутствовали при двух типах образов, один из которых видимый, а
другой — читаемый (титры), либо при двух элементах одного образа (инъекции
письменных текстов). А вот теперь визуальный образ должен читаться целиком,
поскольку титры и инъекции письма представляют собой лишь пунктир некоего
стратиграфического слоя или же переменные связи в промежутке между слоями,
переходы от одного слоя к другому (отсюда, к примеру, электронные
преобразования письменного элемента образов у Годара). Словом, в современном кино
читабельность визуального образа, «обязанность» прочесть этот образ больше не
отсылают к какому-то специфическому элементу (в отличие от немого кино), равно
как и к глобальному воздействию речевого акта на видимый образ (в отличие от
первой стадии звукового кино). Дело здесь в том, что речевой акт состоялся в
другом месте и обрел автономию, чью археологию или стратиграфию, в свою
очередь, обнаруживает визуальный образ, — т. е. он находит прочтение,
касающееся его в целом, и только его. Следовательно, эстетика визуального
образа наделяется новым свойством: его живописные или скульптурные качества
зависят от некоей геологической и тектонической потенции, как в скалах Сезанна.
Именно это в высшей степени часто происходит у Штрауба . Визуальный образ дает
собственные геологические устои или основания, тогда как речевой или даже
музыкальный акт, со своей стороны, закладывает некие основы в воздухе.
Возможно, в этом объяснение колоссального парадокса Одзу, ибо уже в немом кино
Одзу был изобретателем пустых и бессвязных пространств и даже натюрмортов,
обнаруживавших устои визуального образа и подчинявших этот образ сам по себе
стратиграфическому прочтению; тем самым он настолько предвосхитил технику
современного кино, что у последнего не было никакой надобности обращаться к
звуковому; когда же Одзу занялся звуковым кино (весьма поздно, но и тут
опередив свое время), он перешел непосредственно ко второй его стадии, к
«диссоциации» двух потенций, усиливающей каждую из них, при «разделении труда
между презентационным образом и репрезентационным голосом»1. В современном
кинематографе визуальный образ обретает новую эстетику: он «как таковой»
становится читаемым и наделяется потенцией, которой в немом кино обыкновенно не
существовало, — тогда, как речевой акт происходит в другом месте, и ему
придается потенция, неизвестная на первой стадии звукового кино. Речевой акт,
«висящий в воздухе», создает событие, но последнее всегда располагается
«наискось» над визуальными тектоническими слоями: это две пересекающиеся
траектории. Он создает событие — но в пространстве, опустошенном от событий.
Современное кино определяется через «маятникообразные движения между речью и
образом», в силу которых возникают новые отношения между ними (не только у Одзу
и Штрауба, но и у Ромера, Рене и Роб-Грийе...). Предыдущая Следующая
|