Предыдущая Следующая
«Пустоты» и «отъединенные» — не лучшие здесь слова
«Пустоты» и «отъединенные» — не лучшие здесь слова.
Пустое пространство без персонажей (или то, в котором сами персонажи
свидетельствуют о пустоте), обладает полнотой, где присутствует все. Разрозненные,
отъединенные куски пространства представляют собой объекты особого, нового
нанизывания в цепь поверх интервалов: отсутствие согласованности является не
более чем видимостью нового согласования, каковое может произойти на тысячу
ладов. В этом смысле археологический, или стратиграфический, образ является
читаемым в то же время, что и видимым. Ноэль Бёрч очень хорошо сказал, что
когда персонажи перестают выстраиваться в цепочку «естественным путем», когда
они отсылают к систематическому использованию лжесогласования или согласования
под углом в 180°, дело выглядит так, будто сами планы вращаются или
«выворачиваются наизнанку», и их восприятие «требует значительного усилия
памяти и воображения, иными словами, прочтения». Именно такова ситуация у
Штрауба: по мнению Данея, герои фильма «Моисей и Аарон» напоминают фигуры,
вписанные по каждую из сторон незаполненного или пустого образа, лицевую
сторону и изнанку одной и той же фигуры, «нечто вначале сплошное, а потом
разъединенное, так что эти два аспекта предстают взору в одно и то же время»; а
в двойственно воспринимаемых пейзажах происходит прямо-таки «слипание»
воспринятого с памятью, воображаемым или знанием. И не в том смысле, как
понимали это в прежние времена: воспринимать означает знать, воображать и припоминать,
но том в смысле, что чтение становится функцией взгляда, перцепцией перцепции,
перцепцией, схватывающей перцепцию не иначе, как улавливая также и ее изнанку —
воображение, память или знание. Словом, то, что мы называем чтением визуального
образа, представляет собой стратиграфическое состояние, выворачивание образа
наизнанку, акт, соответствующий перцепции, непрестанно превращающей пустоту в
полноту, а лицевую сторону — в изнанку. Читать означает заново выстраивать в
цепь, вместо того чтобы просто нанизывать в цепь; это означает «вращать и
перелицовывать», вместо того чтобы следовать по лицевой стороне: вот вам новая
Аналитика образа. Без сомнения, с самого начала звукового кино визуальный образ
становился читаемым «как таковым». Но ведь происходило это в силу того, что
речь, как принадлежность или зависимость звукового кино, позволяла нечто
увидеть в этом образе и была видимой сама. Эйзенштейн создал понятие
прочитываемого образа в соотношении с музыкальным, но здесь смысл пока еще
заключался в том, что музыка давала возможность увидеть нечто, навязывая
взгляду необратимую ориентацию. Теперь, на второй стадии звукового кино, дела
обстоят иначе. Напротив, из-за того, что слышимая речь перестает показывать и
быть видимой, оттого, что она становится независимой от визуального образа,
визуальный образ, в свою очередь, допускает новое прочтение вещей и делается
археологическим или, скорее, стратиграфическим срезом, который следует
прочесть: «к скале речами не притрагиваются», — сказано в фильме «Из мрака к
сопротивлению». А в «Собаках Фортини» Жан-Клод Бонне анализирует «большую
центральную щель», «теллурическую, геологическую и геофизическую»
последовательность без текста, «пейзаж в ней предназначен для прочтения, ибо
это место описания боев, пустой театр военных действий»2. В визуальном образе у
«читаемого» возникает новый смысл, в то время как речевой акт сам по себе
становится автономным звуковым образом. Предыдущая Следующая
|