Предыдущая Следующая
Разрыв сенсомоторных связей поражает не только речевой
акт
Разрыв сенсомоторных связей поражает не только речевой
акт, который замыкается на себе и опустошается, при том, что голос теперь
отсылает лишь к самому себе и другим голосам. Этот разрыв затрагивает и
визуальный образ, с этих пор обнаруживающий лишь какие-угодно-пространства,
пространства пустые или отъединенные, характеризующие современный кинематограф.
Это слегка похоже на то, как если бы речь отстранялась от образа, чтобы стать
основополагающим актом, а образ, со своей стороны, воздвигал основы или «устои»
пространства, эти безмолвные потенции, существующие до или после речи, до или
после людей. Визуальный образ становится археологическим, стратиграфическим,
тектоническим. Не то чтобы нас отсылали в какой-то доисторический период
(существует и археология настоящего); отсылают нас в пустынные слои нашего
времени, где зарыты наши собственные фантомы, — в лакунарные слои, залегающие
одни под другими согласно переменным ориентациям и связям. Таковы пустыни в
городах Германии. Сюда же относятся пустыни у Пазолини, превращающие
доисторические периоды в абстрактный поэтический элемент, в «сущность»,
существующую одновременно с нашей историей, в цоколь Архейской эры,
обнаруживающий нескончаемую историю под нашей историей. Сюда же относятся
пустыни Антониони, в предельных случаях хранящие лишь абстрактные дороги и
скрывающие многочисленные фрагменты жизни доисторических супружеских пар. Это и
фрагментации Брессона, согласующие или заново нанизывающие в цепь куски
пространства, каждый из которых, в свою очередь, образует замкнутый контур. У
Ромера это женское тело, претерпевающее фрагментации, несомненно, и как фетиш,
но также и как осколки некоего сосуда или извлеченной из моря посуды радужных
цветов: в «Нравоучительных повестях» представлена археологическая коллекция
нашего времени. А море и в особенности пространство из «Парсифаля» поражены
искривленностью, накладывающейся на едва ли не абстрактные пути. Перро в фильме
«Вас ожидает королевство» показывает медлительные тягачи, на рассвете убирающие
сборные домики, оставляя ландшафт пустым: сюда привели людей, а сегодня их
уводят отсюда. «Страна без деревьев» — шедевр, в котором налагаются друг на
друга географические, картографические и археологические образы, связанные со
ставшей абстрактной трассой миграции почти исчезнувшего оленя- карибу. Рене
погружает образ в мировые эпохи и использует переменные порядки расположения
слоев; эти слои пронзают самих персонажей и соединяют, например, возвратившихся
с того света женщину-ботаника и мужчину-археолога в фильме «Любовь до смерти».
Но именно в стратиграфически пустых и лакунарных пейзажах Штрауба движения
камеры (когда таковые есть, в особенности — панорамные) вычерчивают абстрактную
кривую происшедшего, и земля в них сливается с тем, что в ней зарыто: фот из
«Отона», где участники Сопротивления прятали оружие; мраморные каменоломни и
поля Италии, где происходили массовые убийства гражданского населения в фильме
«Собаки Фортини»; в фильме «Из мрака к сопротивлению» — поле зерновых,
орошенное священной кровью жертв (или план с травой и акациями); французские и
египетские деревни в фильме «Слишком рано, слишком поздно...»1. На вопрос «что
такое штраубовский план?» можно ответить, как в учебнике стратиграфии, что это
срез, включающий точечные линии исчезнувших археологических культур и сплошные
линии тех культур, с которыми мы пока соприкасаемся. Согласно Штраубу,
визуальный образ есть скальная порода. Предыдущая Следующая
|