Предыдущая Следующая
Возвращаясь к наглядной педагогике, можно утверждать, что
фильм Эсташа «Фотографии Алике» сводит визуальный элемент к фотографиям, а
голос — к комментарию, — но между комментарием и фотографиями постепенно
«выдалбливается» зазор; впрочем, сам свидетель не удивляется этой растущей
гетерогенности. Начиная с фильма «Прошлым летом в Мариенбаде» и на протяжении
всего своего творчества Роб-Грийе обыгрывал новую асинхронию, когда речевой и
визуальный элементы не слипаются, но опровергают друг друга и друг другу
противоречат, причем мы не можем отдать «приоритет» ни тому, ни другому: в
промежутке есть что- то неразрешимое (как замечает Гардьес, у визуального нет
исключительного права на подлинность, и оно содержит не меньше
неправдоподобного, нежели речь). И противоречия уже не позволяют нам просто
сличать услышанное и увиденное — элемент за элементом, или одно за другим, с
педагогической целью: роль их — задействовать целую систему сбоев синхронизации
и переплетений, поочередно, посредством предвосхищения или возвращений назад,
детерминирующих разные настоящие времена, сочетая их в непосредственном образе-времени,
— или же организующих прогрессивную или обратимую серию потенций под знаком
ложного1. Визуальный и речевой элементы могут в каждом конкретном случае
включать в себя различие между реальным и воображаемым, представляя то одно, то
другое, равно как и альтернативу истинного и ложного (любой элемент может
получать любое из приведенных значений); но последовательность аудиовизуальных
образов неуклонно превращает отчетливо выделимое в неразличимое и делает
альтернативу неразрешимой. Первое свойство этого нового образа состоит в том,
что «асинхрония» перестала означать то, что она значила в советском манифесте и
в особенности у Пудовкина: речь идет уже не о том, чтобы донести до слуха речи
и звуки, чей источник находится в относительном закадровом пространстве, и,
стало быть, соотносящиеся с визуальным образом, но лишь избегающие дублирования
его данных. Точно так же речь не идет о voice off, реализующем абсолютное
закадровое пространство как отношение к целому, само по себе все еще
принадлежащее визуальному образу. Voice off вступает в соперничество с
визуальными образами или становится гетерогенным им, он утрачивает свойство
превосходства над визуальными образами, определявшееся через отношение к их
пределам: он утерял всемогущество, характеризовавшее его на первой стадии
звукового кино. Он перестал все видеть, научился сомневаться, стал колеблющимся
и двойственным, как в «Человеке, который лжет» Роб-Грийе или в «Песни об Индии»
Маргерит Дюрас, поскольку разорвал узы с визуальными образами, наделявшими его всемогуществом,
которого у них не было. Voice off утрачивает всемогущество, но обретает
автономию. Как раз это преобразование глубоко проанализировал Мишель Шьон, и
именно оно привело Бонитцера к выработке понятия «voice off off»,
противоположного «voice off». Предыдущая Следующая
|