Предыдущая Следующая
Можно заметить, что непосредственная репрезентация — как
писал Ницше — не сливается с тем, что она репрезентирует, с изменяющимся целым
или с временем. К тому же для нее может быть характерно весьма дискретное, или
даже разреженное, присутствие. Более того, прочие звуковые элементы могут
исполнять функцию, аналогичную музыкальной: таков voice off в его абсолютном
измерении, как всемогущий и всеведущий глас (модуляции голоса Уэллса в фильме
«Великолепные Эмберсоны»). Или даже voice in: если голос Греты Гарбо производил
столь сильное впечатление в звуковом кино, то это потому, что в каждом из
фильмов с ее участием он оказывался способным в определенный момент не только
выразить внутреннее изменение личности героини как аффективное движение души,
но еще и объединял в некоем целом прошлое, настоящее и будущее — и вульгарные
интонации, и любовное воркование, и холодные сиюминутные решения, и воскрешение
прошлого в памяти, и порывы воображения (начиная с ее первого звукового фильма
«Анна Кристи»). Примерно такого же эффекта достигает Дельфина Сейриг в фильме
Рене «Мюриэль», когда она вбирает в свой голос изменяющееся целое в промежутке
от войны до войны и от одной Булони до другой. Как правило, музыка сама
становится sound in, как только мы видим ее источник в визуальном образе, но
мощи своей она от этого не утрачивает. Такие перемены можно было бы лучше
растолковать, если бы нам удалось рассеять явное противоречие между двумя
последовательно упомянутыми нами концепциями: «звукового континуума» Фано и
«инородного тела» Жансена. Того, что их общей чертой является противостояние
принципу соответствия, недостаточно. На самом деле все звуковые элементы, в том
числе и музыка, и безмолвие, формируют некий континуум как принадлежность
визуального образа. Это, однако, не мешает данному континууму непрестанно
дифференцироваться согласно двум аспектам закадрового пространства, один из
которых относительный, а другой — абсолютный. И все это в той мере, в какой
музыка репрезентирует или населяет абсолют, с коим она взаимодействует как
инородное тело. Но абсолют — или изменяющееся целое Предыдущая Следующая
|