Предыдущая Следующая
— не сливается
со своей непосредственной репрезентацией: вот почему он непрестанно
восстанавливает звуковой континуум, как sound off или sound in, a также
соотносит его с косвенно его выражающими визуальными образами. И выходит так,
что этот второй момент не отменяет первого и сохраняет за музыкой ее
самостоятельную специфическую силу2. В этой точке кино остается, в основе
своей, визуальным искусством, по отношению к которому звуковой континуум
дифференцируется в двух направлениях, по двум гетерогенным потокам, но также и
реформируется, и восстанавливает свою форму. Таково мощное движение; следуя
ему, образы уже в немом кино интериоризуются в изменяющемся целом, но в то же
время изменяющееся целое экстериоризуется в визуальных образах. Обретая звук,
речь и музыку, круг образа-движения формирует иную фигуру, в иных измерениях и
с другими составными частями; тем не менее в нем сохраняется связь между
образом и целым, постепенно становящимся более богатым и сложным. В этом-то
смысле звуковое кино довершает достижения немого. Как мы уже видели, и немое, и
звуковое кино формируют нескончаемый «внутренний монолог», который непрестанно
интериоризуется и экстериоризуется: это не язык, а визуальная материя,
выразимая на языке (его «потенциальное означаемое», как называл это явление
лингвист Гюстав Гийом) и отсылающая в одних случаях к косвенным выражениям
(титры), в других - к прямым (речевые и музыкальные акты).
В различных аспектах упоминать «модернистских» режиссеров
Нам уже приходилось в различных аспектах упоминать
«модернистских» режиссеров. Но мы еще не говорили, почему их считают таковыми.
Различие между так называемым классическим и так называемым модернистским
кинематографом иное, нежели между немым и звуковым кино. Модернизм имеет в виду
новое использование речевого, звукового и музыкального элементов. Дело выглядит
так, как если бы в первом приближении речевой акт стремился преодолеть
зависимость от визуального образа и обретал самостоятельный смысл, хотя такую
автономию театральной не назовешь. Немое кино представляло речевые акты в стиле
косвенной речи, так как оно обязывало читать их как титры; зато сущность
звукового кино состояла в сближении речевого акта с прямой речью и с
вовлечением его во взаимодействие с визуальным образом, при непрерывном
сохранении принадлежности речевого акта этому образу, даже в voice off. Но вот,
в современном кино неожиданно возникает весьма специфическая трактовка голоса,
какую можно назвать несобственно-прямой речью, ибо в ней преодолевается
оппозиция между прямой и косвенной речью. И это не смесь прямого и косвенного,
а оригинальное и нередуцируемое измерение, существующее в разнообразных формах.
Мы встречались с ним несколько раз в предыдущих главах, иногда - на уровне
кино, несправедливо называемого прямым, а порою — на уровне кино с композицией,
несправедливо называемой косвенной. Предыдущая Следующая
|