Предыдущая Следующая
И действительно, проблема киномузыки в этом направлении
имеет не столько гегельянское решение в духе Эйзенштейна, сколько решение
ницшеанское. Согласно Ницше или по крайней мере, Ницше- шопенгауэрианца периода
«Рождения трагедии», визуальный образ исходит от Аполлона, приводящего его в
движение согласно некоей мере и способствующего тому, чтобы этот образ косвенно
и опосредованно, посредством лирической поэзии или драмы, выражал целое. Но
целое способно и к прямой репрезентации «непосредственно данного образа», несоизмеримого
с первым, и на этот раз образа музыкального и дионисийского, более близкого к
безосновательной Воле, нежели к движению1. В трагедии непосредственно данный
музыкальный образ представляет собой нечто вроде огненного ядра, окруженного
визуальными аполлоническими образами, и не может обойтись без их шествия. О
кино, представляющем собой прежде всего, визуальное искусство, можно скорее
сказать, что музыка добавляет непосредственный образ к образам опосредованным,
косвенно репрезентирующим целое. Но ничего существенного не изменится, если мы
захотим узнать изначальное различие между косвенной и прямой репрезентацией.
Согласно таким композиторам, как Пьер Жансен или в меньшей степени — Филипп
Артхейс, киномузыка должна быть аб-страктной и самостоятельной, подлинным
«инородным телом» в визуальном образе, слегка напоминать пыль в глазу, а также
сопровождать «нечто присутствующее в фильме без того, чтобы то было в нем показано
или даже индуцировано». Хотя некое отношение и существует, все же ни внешнее,
ни даже внутреннее соответствие не приведет нас к подражанию, т. е. к реакции
инородного музыкального тела на совершенно непохожие на него визуальные образы,
или же скорее к самостоятельному взаимодействию общей структуры в целом.
Внутреннее взаимодействие играет здесь столь же ничтожную роль, как и внешнее,
и движение вод при игре света — столь же коррелят для баркаролы, сколь и
объятия парочки венецианцев. Это доказал Ганс Эйслер в своей критике
Эйзенштейна: не существует движения, общего для визуального и звукового
элементов, и музыка действует не подобно движению, но как «стимулятор движения,
все же его не дублируя» (т. е. подобно воле). И дело в том, что
образы-движения, визуальные образы в движении выражают некое изменяющееся
целое, но выражают они его косвенно, так что нельзя утверждать, что изменение
как свойство целого регулярно совпадает с каким-либо относительным движением
людей или вещей, а также с аффективным движением, интериорным некоему персонажу
или какой-либо группе: в музыке оно выражается непосредственно, но по контрасту
или даже в конфликте, в несогласованности с движением визуальных образов.
Поучительный пример этому привел Пудовкин: провал пролетарской манифестации не
должен сопровождаться ни грустной, ни даже неистовой музыкой, — он лишь
составляет драму во взаимодействии с музыкой, с изменением целого, как с
растущей волей пролетариата. Эйслер приводит массу примеров такой «патетической
дистанции» между музыкой и образом: быстрая и решительная музыка для пассивного
или угнетающего образа, нежность или спокойствие баркаролы как genius loci по
отношению к бурности происходящих событий, гимн солидарности при показе образов
угнетения... Словом, к косвенной репрезентации времени как изменяющегося целого
звуковое кино добавляет непосредственную, но музыкальную и только музыкальную,
ничему не соответствующую репрезентацию. Это и есть живой концепт,
преодолевающий визуальный образ, будучи не в силах без него обойтись. Предыдущая Следующая
|