Предыдущая Следующая
Что же изменилось с изобретением звукового кино?
Что же изменилось с изобретением звукового кино? Речевой
акт больше не отсылает ко второй функции зрения, он уже не прочитывается, а
слушается. Он становится непосредственным и восстанавливает отличительные черты
«речи», оказывавшиеся искаженными в немом кино с титрами (согласно Бенвенисту,
отличительной чертой речи являются личные отношения типа Я - Ты). Здесь можно
заметить, что на этом основании кинематограф аудиовизуальным не становится. В
отличие от титров, представлявших собой иной тип образа по сравнению с
визуальным, звуковое, говорящее кино предназначено для слушания, однако
последнее становится новым измерением и новым компонентом визуального образа.
Именно на этом основании звуковые образы становятся образами1. Эта ситуация в
высшей степени отличается от театральной. А значит, возможно, что звуковое кино
видоизменяет визуальный образ: будучи слышимым, оно показывает нечто такое, что
невозможно было свободно показать в немом кино. Итак, представляется, что
визуальный образ стал денатурализованным. И действительно, его епархией
становится целая область, которую можно назвать взаимодействием между людьми,
причем последнее отличается от заранее задаваемых структур и проистекающих из
них действий или реакций. Разумеется, взаимодействие тесно переплетается с
различными структурами, действиями и реакциями. Однако последние представляют
собой условия или последствия речевого акта, тогда как первое является
коррелятом этого акта, и его можно увидеть лишь в себе самом и сквозь самого
себя, как взаимно обратимые отношения перспективы Я — Ты или соответствующую
коммуникации интерференцию. Социология коммуникации и сложилась на этой основе:
взаимодействия, воспринятые в точке, где они не вытекают из предсуществующих
социальных структур и не сливаются с психическими действиями и реакциями, но
служат коррелятом речевых актов или молчания, лишая социальное его
естественности, формируя системы, далекие от равновесия или изобретающие
собственный тип равновесия (социализация — десоциализация), возникают на
обочинах или на перекрестках и занимаются прямо-таки постановкой или
драматургией повседневной жизни (недуги, одурачивание и конфликты в их
взаимодействии), а это открывает целое поле особой перцепции и специфической
видимости, вызывая некую «гипертрофию зрения»1. Взаимодействия являют себя
взору в речевых актах. И как раз в силу того, что они не объясняются при помощи
индивидов и не вытекают из каких-либо структур, взаимодействия не просто
касаются участников речевого акта, а скорее сам речевой акт благодаря
собственной циркуляции, а также своим автономным распространением и эволюцией
создает взаимодействие отдаленных друг от друга, рассеянных по обществу и
безразличных друг к другу индивидов или групп. Этакая песенка, проходящая
сквозь различные места, пространства и людей (одним из первых примеров тут
может служить песня Мамуляна «Люби меня сегодня вечером»). Если верно, что
звуковое кино служит как бы интеракцио- нистской социологией в действии или,
скорее, если верно, что интеракционизм представляет собой как бы звуковое кино,
то не следует удивляться, что кинематограф проявляет интерес к исследованию
того, как распространяются слухи (можно указать на фильмы «Весь город говорит»
Форда, «Повод для сплетен» Манкевича и даже «М» Ланга). Предыдущая Следующая
|