Предыдущая Следующая
Это распределение тесно связано с экзотическим сюжетом
«Табу»
Нам возразят, что это распределение тесно связано с
экзотическим сюжетом «Табу». Но этого невозможно утверждать с уверенностью.
Немое кино непрестанно показывало цивилизацию, город, квартиры, предметы
обихода, искусство и культ, всевозможные артефакты. Но при этом оно придавало
им своего рода естественность, в которой и кроется тайна и прелесть немого
образа1. Даже грандиозным декорациям как таковым свойственна какая-то
естественность. Даже лица начинают выглядеть как феномены природы (замечание
Базена по поводу «Страстей Жанны д'Арк»), Визуальный образ демонстрирует
структуру общества, сложившуюся в нем ситуацию, наличествующие в нем «места» и
функции, действия и реакции индивидов, словом — форму и содержание. И,
разумеется, он настолько «стискивает» речевые акты, что может показать нам и
жалобы бедняков, и крики бунтовщиков. Он показывает условия речевого акта, его
непосредственные следствия и даже его фонацию. Но он досягает и до природы того
или иного общества, до социальной физики действий и реакций, даже до физики
речи. Эйзенштейн утверждал, что у Гриффита бедняки и богачи являются таковыми
от природы. Но и сам Эйзенштейн сохраняет тождественность общества или истории
Природе, с той лишь оговоркой, что это тождество теперь становится
диалектическим и проходит через преобразование естественной сущности человека и
антропной сущности неравнодушной Природы (отсюда, как мы уже видели, другая
концепция монтажа)2. Словом, в обобщенно взятом немом кино визуальный образ
является чем-то вроде натуралистичного, в той мере, в какой мы понимаем
естественную суть человека в Истории или же в обще-стве, — тогда как другой
элемент, другой план, отличающийся как от истории, так и от природы, переходит
в безусловно письменный, т. е. читаемый дискурс, а также в стиль косвенной
речи3. Коль скоро это так, немому кино полагается максимально тесно связывать
видимый образ с образом читаемым - будь то ради формирования подлинных блоков с
титрами, в духе Вертова или Эйзенштейна, или же ради ввода в визуальное особо
важных письменных элементов (как в «Табу» — писаных законов и посланий, — или
же у Китона в «Нашем гостеприимстве» мстящий отец видит над головой дочери
взятый в рамку девиз «Возлюби ближнего своего, как самого себя»...), либо во
всех случаях, когда производятся графические исследования написанного текста
(например, повторение слова «Братья» все увеличивающимися буквами в «Броненосце
"Потемкине"»). Предыдущая Следующая
|