Предыдущая Следующая
— абстрактное
состояние, ради того, чтобы сформировать на двоих (или на нескольких)
высказывания Квебека, о Квебеке, об Америке, о Бретани и Париже
(несобственно-прямая речь). А вот у Жана Руша, в Африке, транс героев фильма
«Безумные господа» продолжается в двойном становлении, посредством которого
реальные персонажи меняются, предаваясь выдумке, но меняется и сам автор,
задавший себе реальных персонажей. Нам возразят, что Жана Руша вряд ли можно
счесть режиссером из Третьего мира, - но ведь никто не сделал больше него,
чтобы убежать от Запада, да и от самого себя, чтобы порвать с этнологическим
кино и сказать «Я — негр», и это при том, что негры сегодня убедительно играют
роли американцев или коренных парижан. Речевой акт — словно бы многоголовое
существо, принимающее и выражающее части некоего грядущего народа, например, в
форме несобственно-прямой речи Африки о самой себе, об Америке или же о Париже.
Целью кинематографа стран Третьего мира обычно является: посредством транса или
кризиса сформировать схему взаимодействия, по которой должны объединиться уже
существующие части, способные на коллективные высказывания - и это будет
предвосхищение народа, которого еще нет (и, как говорил Клее, «большего нам не
дано»).
Компоненты образа
Анализируя огромную разницу между звуковым и немым кино,
часто упоминали о сопротивлении появлению звука. Однако не менее убедительно
доказывали и то, что немое кино с нетерпением ожидало прихода звука и уже его
предвосхищало: немое кино было не немым, а лишь «молчаливым», как называл его
Митри, или еще «глухим», как писал Мишель Шьон. Утверждали, что звуковое кино
утратило универсальный язык и всемогущество монтажа, — приобрело же оно,
согласно Митри, непрерывность при переходе от момента к моменту, от места к
месту. Но если мы сравним компоненты «немого» образа и звукового, то заметим и
другое различие. Немой образ составляется из видимого образа и титров, которые
прочитываются (вторая функция зрения). Среди прочих элементов титры включают
речевые акты. Последние письменно фиксировались и в форме косвенной речи (так,
фраза «Сейчас я тебя убью» передавалась в форме «Он говорит, что сейчас он его
убьет», наделялись абстрактной универсальностью и выражали некий порядок. А вот
видимый образ сохранял и развивал нечто естественное, выражая природную сторону
предметов и людей. Анализируя «Табу» Мурнау (1931), Луи Одибер приходит к
выводу, что этот немой фильм, снятый уже после наступления эры звукового кино,
можно считать доказательством первичности немого кино: дело в том, что в силу
своей изначальной глубины визуальный образ отсылает к невинной физической
природе, непосредственно к жизни, у которой нет потребности в языке, тогда как
в титрах или надписях проявляются закон, запреты, традиционный порядок, а они
взрывают эту невинность, как в произведениях Руссо. Предыдущая Следующая
|