Предыдущая Следующая
Даней заметил
Даней заметил, что африканский кинематограф (впрочем, это
касается всего Третьего мира), в противоположность западным представлениям о
нём, является не танцующим, а говорящим кинематографом, в котором слова
производят воздействие. Именно в силу этого ему удается избегать как вымысла,
так и этнологии. Так, в фильме «Седдо» Сембен Усман находит игру воображения,
служащую опорой для живой речи, наделяющей выдумку свободой и способствующей
циркуляции этой выдумки, благодаря чему та обретает смысл коллективного
высказывания, противостоящего мифам исламских колонизаторов1. Разве не те же
самые операции проделывал уже Роша с мифами Бразилии? Его критика изнутри
стремилась, прежде всего, разглядеть под оболочкой мифа актуально пережитое,
которое было бы нестерпимым, несносным, невозможностью жить в «этом» обществе в
наше время («Черный Бог и белый дьявол», «Земля в трансе»); впоследствии же
речь зашла о том, чтобы извлечь из нестерпимого речевой акт о том, о чем
невозможно заставить умолкнуть, — акт игры воображения, каковое было бы не
возвращением к мифу, но производством коллективных высказываний, способным
возвысить нищету до уровня странной позитивности, изобретения народа {«Антонио
дас Мортес», «Семиголовый лев», «Отсеченные головы»). Транс и погружение в него
являются чем-то переходным, промежуточным или же становлением: именно он делает
возможным акт речи — вопреки идеологии колонизаторов, мифам колонизованных и
разглагольствованиям интеллектуалов. Режиссер повергает в транс части народа,
чтобы внести свой вклад в изобретение собственного народа, который только и
может составить целое. У Роша части еще не по-настоящему реальны, — они
рекомпонируются (а у Усмана Сембена они восстанавливаются в отрезке истории до
самого XVII в.). На другом же конце Америки Перро обращается к реальным
персонажам, к своим «заступникам» ради того, чтобы предотвратить всякую
выдумку, но также и ради проведения мифокритики. Действуя с помощью погружения
в кризис, Перро высвобождает воздействие речи, сопряженной с выдумкой, то
генерирующей действие (вновь изобретенная ловля морских свинок в фильме «Ради
продолжения мира»), то воспринимающей в качестве объекта саму себя (поиски
предков в «Дневном королевстве»), то влекущей за собой симуляцию творчества
(охота на североамериканского лося в фильме «Светозарный зверь»), — но всегда
таким образом, что выдумка сама по себе становится памятью, а память —
выдумыванием какого-то народа. Возможно, кульминацией всего этого является
фильм «Земля без деревьев», где объединены все средства, — а может быть,
наоборот, «Страна без здравого смысла», где средства разрежены (ибо здесь
реальный персонаж находится в абсолютном одиночестве, он ведь даже не квебекец,
а представитель крошечного франкофонного меньшинства в англоязычной стране, и
когда он перелетает из Виннипега в Париж, то успешно выдумывает свое квебекское
происхождение, чтобы иметь возможность высказаться от имени некоей общины).
Речь идет не о мифе какого-то канувшего в Лету народа, а о выдумках народа
грядущего. Речевому акту необходимо превратиться в иностранный язык в пределах
господствующего языка как раз для того, чтобы выразить невозможность жизни под
чужой властью. И именно реальный персонаж покидает свое частное, а режиссер Предыдущая Следующая
|