Предыдущая Следующая
И все же разве это «я» — не «я» интеллектуала из Третьего
мира; не портрет ли это такого интеллектуала, который должен порвать с
состоянием колониальной зависимости, но может сделать это лишь перейдя на
сторону колонизаторов, пусть даже эстетически, через художественные влияния,
как Роша и Шахин? Кафка указал иной путь, узкую тропинку, с обеих сторон
граничащую с риском: как раз потому, что «большие таланты» или индивидуальности
высшего порядка отнюдь не изобилуют в малых литературах, автор не в состоянии
производить индивидуальные высказывания, которые напоминали бы выдуманные
истории; но также именно оттого, что народа нет, автор в состоянии производить
высказывания, которые уже являются коллективными и напоминают зародыши
какого-то грядущего народа, и политический смысл таких высказываний прям и
непреложен. Автор может быть на обочине своей более или менее безграмотной
общины или находиться от нее поодаль; — с тем большим основанием он выражает
некие потенциальные силы и — даже будучи в одиночестве — способен стать
настоящим коллективным агентом, коллективным ферментом, чем-то вроде
катализатора. Высказывание Кафки о литературе в еще большей степени верно для
кинематографа, поскольку он сам собой объединяет коллективные судьбы. И в
конечном счете именно это служит определяющим признаком современного
политического кино. Кинорежиссер видит перед собой дважды колонизованный с
точки зрения культуры народ: он колонизован россказнями, пришедшими из других
стран, но также и собственными мифами, превратившимися в безличные сущности на
службе у колонизаторов. Стало быть, режиссер не должен становиться этнологом
своего народа, а также и сам выдумывать какую-то частную историю, - ибо всякий
личный вымысел, как и любой безличный миф, находится на стороне «хозяев».
Именно поэтому мы видим, как Руш разрушает мифы изнутри, а Перро изобличает все
сорта вымысла, какие может придумать режиссер. Режиссеру остается возможность
найти себе «заступников», т. е. взять реальных, а не вымышленных персонажей, но
поместить их в такое состояние, где бы они занялись сочинением «вымысла»,
«легенд», «баек». Автор делает шаг в сторону персонажей, но и персонажи делают
шаг по направлению к автору: двоякое становление. Фантазирование — это не
безличный миф, но это и неличный вымысел: это слово в действии, действие речи,
с помощью которого персонаж непрестанно пересекает границу, которая могла бы
отделять его личное дело от политики, и сам производит коллективные
высказывания. Предыдущая Следующая
|