Предыдущая Следующая
В пересказе Ноэля Бёрча одна из первых
последовательностей «М» предстает в следующем виде: «Мужчина громко читает
объявление "Их разыскивает полиция" собравшейся толпе; тот же самый
текст продолжается как радиообъявление, затем — в форме чтения вслух газеты в
кафе, которое служит кадром... Перевозбужденные посетители этого кафе доводят
дело до драки, поскольку один из них обвиняет другого в том, что тот марает
чужую репутацию. Эта фраза, на которой сцена прерывается, как бы рифмуется с
восклицанием "Клеветник!", брошенным человеком, чью квартиру
обыскивает полиция, поверившая анонимному письму; наконец, репликой
подвергнутого несправедливому подозрению человека, что убийцей может быть кто
угодно на улице, вводится четвертый эпизод в серии: вследствие трагического недоразумения
незнакомца избивает толпа»2. Разумеется, тут есть ситуация, действия и реакции,
— но сюда примешивается и иное, нередуцируемое измерение. Нам заметят, что и в
этом примере из Ланга, и в массе других примеров написанное (объявление и
газета) произносится вслух; оно возобновляется в детерминированных речевых
актах, рифмующих каждую сцену с другой. В результате же получается, что один и
тот же недетерминированный речевой акт (слухи) циркулирует и распространяется,
показывая живое взаимодействие между независимыми персонажами и отдельно
взятыми местами. И чем автономнее становится речевой акт, выходящий за рамки
детерминированных лиц, тем более проблематичным предстает открываемое им поле
визуальной перцепции, ориентированное на проблематичную точку, находящуюся у
предела переплетенных между собой линий взаимодействия: таков убийца, «сидящий
к зрителю спиной в сцене завязки», когда его почти не видно (или сообщники в
фильме Форда, или бифуркации в фильмах Манкевича). Структура и ситуация
продолжают обусловливать взаимодействия, как если бы это происходило ради
действий и реакций, но условия эти являются регулирующими, а уже не
составляющими. «Взаимодействие по-прежнему структурируется такого рода
условиями, но остается проблематичным в продолжение действия». Предыдущая Следующая
|