Предыдущая Следующая
Окружности дает возможность персонажу совершить полный
оборот
Окружности дает возможность персонажу совершить полный
оборот, причем камера остается фиксированной на нем, как если бы он перемещался
боком и все же обнаруживал того же самого собеседника; а в фильме «Марии на
память» Иосиф, пока Мария остается заточенной в клинике, вращается, разглядывая
камеру, изменяющую свои позиции, как если бы она последовательно перемещалась
на различных автомобилях по транспортной развилке. И каждый раз наблюдается
особая конструкция прилегающего к телам пространства. То, что верно
относительно трех фундаментальных тел, пригодно также и для другой троицы — для
персонажей, режиссера и камеры: расположить их «в наилучшей из возможных поз, в
том смысле, в каком о звездной конфигурации говорят, что она астрологически
благоприятна».
Характерной чертой творчества Дуайона является ситуация
тел, взятых в промежутке между двумя множествами, уловленными в двух
исключающих друг друга множествах одновременно. Путь этот проторил Трюффо
(«Жюль и Джим», «Две англичанки и Континент»), а Эсташ в фильме «Матушка и
шлюха» сумел построить пространство, свойственное «не-выбору». Дуайон же
обновляет и исследует это двойственное пространство. Персонаж-тело, ученик
булочника из «Пальцев в голове», муж из «Рыдающей женщины», молодая женщина из
«Пиратки» пребывают в состоянии колебания между двумя женщинами либо между
женщиной и мужчиной, но главным образом между двумя группировками, двумя
образами жизни, двумя множествами, присваивающими себе разные позы. Всегда
можно сказать, что одно из двух множеств превалирует: случайная девушка
препровождает булочника к его постоянной невесте, а веселая женщина отсылает
мужчину к женщине рыдающей, как только начинает понимать, что сама она
выступает только в роли мотива или предлога. Если же в «Пиратке» превалирование
не кажется идеей, установленной с самого начала, то, согласно самим заявлениям
Дуайона, оно представляет собой игру на повышение ставок, в результате которой
предстоит вынести решение о жизни героини или эту жизнь оценить. И все же здесь
имеется кое-что еще. Дело не в том, что персонажи проявляют нерешительность.
Скорее, два множества действительно являются различными, но персонаж или,
скорее, тело у персонажа не имеет никакой возможности выбора. Оно попадает в
невозможную позу. Персонаж у Дуайона находится в ситуации неразличения
отчетливо выделяемого: его нельзя назвать психологически нерешительным, ибо его
характеризует как раз противоположное. Но превалирование не имеет для него
никакого прока, ибо он обитает в собственном теле, как в зоне неразличимости.
Кто такая матушка и кто такая шлюха? Даже если мы примем решение за него, это
ничего не изменит. Его тело в любом случае сохранит отпечаток нерешительности,
которую можно назвать не более чем прохождением жизни. Возможно, именно в этом
кинематограф тела по сути своей противостоит кинематографу действия. Образ-
действие предполагает некое пространство, в котором распределяются цели,
препятствия, средства, субординации, главное и второстепенное, превалирование и
отталкивание: вот оно, целое пространство, называемое годологическим. Но тело с
самого начала попадает в совершенно иное пространство, где покрывают друг друга
и друг с другом соперничают разрозненные множества, которые так и не могут
организоваться по сенсомоторным схемам. Они прилагаются друг к другу во
взаимоналожении перспектив, вследствие которого утрачиваются средства должного
различения их отчетливого выделения и даже несовместимости. Таково пространство
«до» действия; такое пространство посещает призрак ребенка или паяца или оба
сразу. Это прегодологическое пространство, напоминающее flucluatio animi,
которое отсылает не к нерешительности духа, а к неразрешимости тела.
Препятствие, в отличие от образа-действия, не поддается здесь определению в
связи с целями и средствами, объединяющими множество, но подвергается дисперсии
во «множестве способов присутствия в мире», способов принадлежать совершенно
несовместимым и все-таки сосуществующим множествам1. Сила Дуайона как раз в том
и состоит, что он превратил это прегодологическое пространство, это
пространство взаимоналожений, в предмет, являющийся специальностью
кинематографа тела. Он вводит в это пространство своих персонажей, он творит
это пространство, где обнаруживается регрессия («Блудная дочь»). И таким
способом он не только разрушает образ-действие из классического кино, но еще и
открывает «не-выбор» тела как немыслимое, изнанку или поворот духовного выбора.
Об этом - диалог, которым обменивались персонажи фильма Годара «Спасайся, кто
может»: «Ты выбираешь... Нет, я не выбираю... Ты выбираешь... Не выбираю...». Предыдущая Следующая
|