Предыдущая Следующая
В каком смысле Гаррель является одним из величайших
современных
В каком смысле Гаррель является одним из величайших
современных режиссеров, чье влияние, увы, рискует проявиться лишь по прошествии
длительного срока, уже наделив кино пока еще малоизученными потенциями?
Вернемся к весьма стародавней проблеме, уже противопоставляющей театр и кино. Те,
кто до глубины души любил театр, возражали, что кино всегда чего-то не хватает,
а именно присутствия и притом присутствия тел, которое оставалось вотчиной
театра: ведь кино демонстрирует нам лишь танцующие волны и частицы, с помощью
которых оно симулирует тела. Когда же за эту проблему взялся Андре Базен, он
задался вопросом, в какой форме существует иная, кинематографическая
модальность присутствия, соперничающая с театральной и иногда, благодаря другим
средствам, ее превосходящая. Но если кино не дает и не может дать нам
присутствия тел, то это, возможно, оттого, что оно ставит перед собой иную
задачу: оно простирает над нами «экспериментальную ночь» или белое
пространство, оно работает с «танцующими крупинками» и «светоносной пылью», оно
поражает видимое фундаментальным недугом и вводит в мир саспенс, и эти недуг и
саспенс противоречат всякой естественной перцепции. В итоге оно производит
генезис «неизвестного тела», находящегося у нас за головой, словно немыслимое —
в мысли: так происходит рождение видимого, пока еще ускользающего от зрения.
Такие ответы, по-иному формулирующие проблему, дал Жан-Луи Шефер в книге
«Обычный человек кино». Они состоят в утверждении того, что объектом кино
является не восстановление присутствия тел для перцепции и действия, а работа с
первозданным генезисом тел, зависящим от белизны, черноты или серого (или даже
других цветов); зависящим от «начала видимого, не являющегося пока ни фигурой,
ни действием». Не таким ли был замысел Брессона, «Книга Бытия»? Мы полагаем,
что из того, разрозненные примеры чему Шефер ищет в истории кинематографа, у
Дрейера и Куросавы, Гаррель извлекает не систематическое повторение
пройденного, а обновляющее вдохновение, благодаря которому кино, совпадает если
не с собственной сутью, то по крайней мере с одной из своих изначальных
сущностей : это процесс сложения тел, когда за отправную точку берется
нейтральный образ, белый или черный, заснеженный или освещенный вспышкой.
Проблема, разумеется, состоит не в присутствии тел, а в вере, способной возвратить
нам мир и тело, исходя из того, что сигнализирует об их отсутствии. Необходимо,
чтобы камера изобретала движения или позиции, соответствующие генезису тел, и
чтобы эти движения и позиции способствовали формальному сцеплению изначальных
поз этих тел. Эти присущие Гаррелю качества кинематографа тел мы находим и в
геометрии, в свою очередь, составляющей мир из точек, окружностей и
полуокружностей. Вспомним, что ведь и у Сезанна возникновение мира связано с
точкой, с плоскостью, с объемом, с сечением, но они выступают не в качестве
абстракций, а как генезис и рождение. В «Провозвестнике» женщина зачастую
представляет собой фиксированную, неподвижную и «отрицательную» точку, тогда
как ребенок вращается вокруг женщины, деревьев и кровати, а мужчина движется полуокружностями,
поддерживающими его отношения с женщиной и ребенком. А в «Детях в разладе»
камера, поначалу точка, фиксированная на танце, принимается вращаться вокруг
двух танцоров, то приближаясь, то удаляясь в соответствии с их каденцией и
меняющимся освещением; в начале «Душевного шрама» тревеллинг . Предыдущая Следующая
|