Предыдущая Следующая
«Отсутствие образа», черный или белый экран
«Отсутствие образа», черный или белый экран обладают
решающей важностью в современном кино. И причина здесь, как показал Ноэль Бёрч,
в том, что они выполняют не просто функцию пунктуации, способствуя чему-то
вроде нанизывания, а еще и вступают в диалектические отношения между образом и
его отсутствием, наделяясь чисто структурным смыслом (в экспериментальном кино
таков фильм Брэкхеджа «Отражения на черном»). Этот новый смысл черного или
белого экрана, как нам представляется, соответствует ранее проанализированным чертам:
с одной стороны, имеется в виду уже не ассоциация образов и не способ их
сочетания, а зазор между двумя образами; с другой же стороны, разрыв в
последовательности образов является уже не рациональной купюрой, отмечающей
конец одного из них или начало другого, а так называемой иррациональной
купюрой, которая не принадлежит ни к одному из них и начинает иметь значение
сама по себе. Гаррель сумел придать необыкновенную напряженность своим
иррациональным купюрам, так что получалось, что у серии предшествовавших
образов не было конца, а у серии последующих образов — начала, и обе серии
сходились в направлении белого или черного экрана, как их общего предела. И
более того, экран, используемый таким способом, способствовал возникновению
вариаций: черный экран и недодержанный образ, глубокая чернота, на которой
угадываются постепенно складывающиеся темные объемы; или же чернота, отмеченная
фиксированной или подвижной светящейся точкой и разнообразными сочетаниями
черноты и огня; белый экран и передержанный образ, образ млечный или
составленный из снега, когда танцующие крупинки вот-вот образуют тело... И,
наконец, в «Таинственном дитяти» потенции черноты и белизны зачастую
сосредоточивает вспышка, рождающая образы. Во всех фильмах Гарреля черный или
белый экран обладает уже не только структурным, но и генетическим значением: в
своих вариациях или оттенках он достигает потенции сложения тел (а
следовательно, тел изначальных, Мужчины, Женщины и Ребенка), потенции генезиса
поз. Возможно, это первый случай кино, образующего тело и подлинно
созидательного: создать тела и тем самым вернуть нам веру в мир, возвратить нам
рассудок... Сомнительно, что для этого достаточно лишь кинематографа; но если
мир стал плохим кино, в которое мы больше не верим, то не задача ли подлинного
кино — вернуть нам основания для веры в мир и в исчезающие тела? Ценой этого в
кинематографе, и не только в нем, всегда было опасное приближение к безумию. Предыдущая Следующая
|