Предыдущая Следующая
Если справедливо, что современное кино воздвиглось на
развалинах сенсомоторной схемы, или образа- действия, то в паре «поза -
вуайеризм» оно обретает новый элемент, функционирующий тем лучше, чем позы
невиннее. Богатство такого кинематографа не исчерпывается такими режиссерами,
как Акерман и Эсташ. Это настоящее изобилие, в котором мы можем лишь наметить
разнообразные стили, и общие черты целой категории («постновая волна») у весьма
не сходных между собой режиссеров. Можно упомянуть «Лжебеглецов» Бергала и
Лимозена, где выведена странная церемония, в которой взрослый (человек с
киноаппаратом?) только и делает, что направляет и координирует позы молодых
людей, наблюдателем которых он становится, тем самым образуя некий гестус,
объединяющий в цепочку неожиданные бегства с места преступлений и заменяющий
собой повествование в промежутках между преступлениями. Жак Дуайон снял
грандиозный фильм поз под названием «Шалопайка»: некий слабоумный похитил
маленькую своенравную девочку и подверг ее испытанию невинными позами,
навязываемыми ей обстановкой амбара, где можно было лежать, сидеть, есть и
спать, следя за ней в не слишком хорошо сделанный псевдоаппарат (не поверившая
в такую мотивацию полиция выдумала историю, и получился фильм действия с
похищением и изнасилованием). И в большинстве своих фильмов, начиная с «Пальцев
в голове», возобновляющих тему, близкую к фильму «Матушка и шлюха», — и
заканчивая фильмом «Пиратка», где позы тел под взглядом любопытной и строгой
девочки доводятся до исступления, Дуайон использует весьма гибкую форму
диптиха, способную отмечать полюса в позах, между которыми раскачивается тело.
Каждый раз стилизация поз формирует театрализацию кино, весьма непохожую на
театр. Но дальше всех в этом направлении продвинулся Филипп Гаррель, ибо он
устраивает настоящую литургию тел, подвергая их некоей таинственной церемонии,
в которой из персонажей остались только Мария, Иосиф и Христос- младенец, или
же их эквиваленты («Ложе Девы», «Марии на память», «Провозвестник»,
«Таинственное дитя»). Как бы там ни было, это едва ли можно назвать
кинематографом благочестия, хотя кинематографом откровения можно. Если
церемония в нем является тайной, то причина здесь как раз в том, что Гаррель
берет трех персонажей «до» легенды, перед тем, как они вошли в легенду или
стали частью Священной истории: вопрос, поставленный Годаром, «о чем говорили
между собой Иосиф и Мария перед тем, как родить ребенка?», не только возвещает
проект Годара, но и резюмирует достижения Гарреля. Театральный иератизм
персонажей, ощутимый в его первых фильмах, все больше сводился к физике
основных тел. Гаррель выражает в кино проблему трех тел: мужчины, женщины и
ребенка. Священная история как Жест. В прекрасном начале «Провозвестника» мы сперва
видим черноту, а в ней — угадываем ребенка, усевшегося на самом верху шкафа;
затем показывается дверь, открытая в сторону передержанного силуэта отца, и,
наконец, перед отцом мы видим мать на коленях. Каждый обнимет одного из двух
других, сообразно трем комбинациям, и произойдет это на большой кровати,
напоминающей упавшее на землю облако. Порою ребенок, к которому постоянно
взывают, отсутствует («Марии на память») или является не тем, кого мы видим
(«Таинственное дитя»): это признак того, что проблема трех тел остается
нерешенной с кинематографической точки зрения не менее, чем с физической. Сам
ребенок представляет собой проблематическую точку. Именно вокруг него
складывается гестус, как в эпизоде из фильма «Париж глазами... 20лет спустя»
(«Улица Фонтен»): первая поза — поза мужчины, захваченного рассказом истории о женщине,
которая сказала «хочу ребенка» и исчезла; вторая — поза того же мужчины,
сидящего у некоей женщины и выжидающего; третья - они стали любовниками, их
позы и повадки; четвертая — они расстались, он хочет вновь свидеться с ней, но
она ему сообщает, что родила ребенка, который умер; пятая — он узнает, что ее
саму нашли мертвой, и кончает жизнь самоубийством, так что тело его медленно
покачивается вдоль целостного образа, теперь занесенного снегом, — что
напоминает нескончаемую позу. Итак, ребенок предстает в качестве неразрешимой
точки, вокруг которой распределяются позы мужчины и женщины. У Гарреля, стало
быть, навязывает себя форма диптиха, несмотря на пустоту в стыке, недосягаемый предел
или иррациональный разрыв. Она распределяет не только позы, но еще и белизну и
черноту, холод и тепло — как условия, от которых зависят позы, или элементы, из
коих состоят тела. Таковы две цветные комнаты по обе стороны кровати, холодная
и теплая, в «Концентрации». Таковы два грандиозных пейзажа в «Ложе Девы», белая
арабская деревня и мрачный бретонский замок-крепость, мистерия Христа и поиски
Грааля. Таковы две отчетливо видные части «Ночной свободы», черный образ
супружеской четы, в которой муж предает жену (брошенная жена вяжет, рыдая, в
мрачном и пустом театре); белый образ супружеской четы, в которой жена предает
мужа (два персонажа показаны в объятиях в поле, где сохнет белье, и развеваемая
ветром простыня накрывает их, закрывая весь экран). Таковы чередования тепла и
холода, огонь или свет в ночи, но еще и холод белого наркотического зелья,
увиденного в зеркале (как в «Таинственном дитяти», когда за витриной кафе мы
видим стоящего к нам спиной мужчину, а в витрине — также со спины, женщину,
пересекающую улицу, чтобы обратиться к торговцу). У Гарреля передержка и
недодержка, белизна и чернота, холод и тепло становятся составными частями тела
и элементами его поз1. Таковы категории, «задающие» тело. Предыдущая Следующая
|