Предыдущая Следующая
Значение кинематографа, созданного женщинами
Значение кинематографа, созданного женщинами, не сводится
к воинствующему феминизму. Гораздо большее значение имеет то, какие новинки они
внесли в кинематограф тела, как если бы женщинам приходилось покорять источник
собственных поз и темпоральность, соответствующую последним как индивидуальный
или общий гестус (фильмы Аньес Варда «Клео с 5 до 7» и «Одна поет, другая нет»;
фильм Мишель Розье «У меня красное сердце»). Варда делает диптих из фильмов
«Стена стены» и «Документатор», и во второй части этого диптиха показаны
будничные позы и жесты женщины, заблудившейся в Лос-Анджелесе, — тогда как в
первой его части глазами другой женщины, прогуливающейся по тому же самому
городу, показан историко-политический гестус общины национального меньшинства,
стенные фрески чиканос с раздражающими формами и цветом.
У Эсташа кинематограф тел и поз пошел по другим, но тоже
новым путям. Начиная со «Свиньи» и «Скромницы из Пессака», Эсташ снимал
циклические празднества, интегрирующие в себя коллективные позы и образующие
социальный гестус. И, несомненно, в них имелся собственный контекст, связанный
с такими темами, как организация власти, политическая целесообразность, —
словом, целая история в этих церемониях и вокруг них. Но, исходя из уроков
киноправды, ее не надо рассказывать, более того, суть этой истории видна тем
яснее, чем меньше ее показывать, — а вот если показывать лишь то, каким образом
позы тела координируются между собой в церемонии, таким образом обнаруживается
нечто, что показать невозможно1. В дальнейшем кино Эсташа развивалось в
нескольких направлениях: поза тела стала не только жестуальной, но и вокальной,
поскольку одной из задач кино, по выражению Филиппона, является заснять речь;
позы и повадки производили собственный гестус благодаря потенции ложного, от
которой тело иногда шарахалось и которой оно порою полностью отдавалось, и все
же в обоих случаях речь идет о чисто кинематографическом действии; если поза
реализовывалась для того, чтобы ее увидели и услышали, она всегда отсылала к
некоему зрителю и слушателю, также выражавшим позы и повадки тела, так что
гестус составлялся из позы и ее наблюдателя; наконец, диптих становился
основополагающей формой кино, и проявлялось это в разных аспектах, но всякий
раз имело следствием вкладывание времени в тело. Десять лет спустя Эсташ снял
вторую серию «Скромницы из Пессака», чтобы сопоставить и скоординировать обе
серии, отправляясь от первой. Фильм «Мои маленькие влюбленные» организовался в
диптих, первая створка которого показывала позы детских тел на лоне природы, -
вторая же - «фальшивые» подростковые позы, причем городской ребенок был уже
только их наблюдателем и слушателем до тех пор, пока он не возвращался в
сельскую местность, уже выросший и опытный. «Грязные истории» образовывали две
ступени, на которых с разных сторон объединялись в узел поза и речь, слушатель
и зритель (вуайер). Все эти аспекты способствовали тому, что уже фильм «Матушка
и шлюха» стал шедевром кино тел, в котором выводятся их жестуальные и голосовые
позы. Предыдущая Следующая
|