Предыдущая Следующая
Фильмы, последовавшие за «новой волной»
Фильмы, последовавшие за «новой волной», непрестанно
разрабатывали эти направления, внося в них иное: позы и повадки тела;
осмысление действия, происходящего на земле или в лежачем положении; скорость и
неистовость координации движений; вытекающие из всего этого церемониальность
или театральность кино (уже в «Плоти орхидеи», а впоследствии в «Раненом» Шеро
проявляется большая выразительность в этом отношении). Разумеется, кинематограф
тела не обходится без опасностей: это и экзальтация маргинальных персонажей,
превращающих свою будничную жизнь в пошлую церемонию, — это и культ
бессмысленного буйства в нагромождении поз, — это и своего рода культура поз
кататонических, истерических или же попросту сиротских, своеобразную пародию на
которые Годар осуществляет в начале фильма «Имя: Кармен». И в конце концов нас
утомляют все эти тела, скользящие вдоль стен, а потом приседающие на корточки.
Но в фильмах после новой волны каждая прекрасная и мощная находка связана с
открытием в исследовании тела. Начиная с «Жанны Дильман», Шанталь Акерман
стремится показать «жесты в их полноте». Запертая в комнате героиня фильма «Я
Ты Он Она» раз за разом принимает сиротские и детские, инволютивные позы, как
это бывает при ожидании, когда считают дни: что- то вроде церемонии, выражающей
потерю аппетита. Новинка Шанталь Акерман состоит в том, что тем самым она
демонстрирует телесные повадки, как знаки положений тел, свойственные
персонажу-женщине, — тогда как мужчины выражают состояние общества, окружающей
среды, не сложившуюся судьбу, в конце концов, ту часть всеобщей истории,
которую они влекут за собой («Свидания Анны»). Но как раз цепочка положений
женского тела не является замкнутой: ведущая свое происхождение от матери и к
матери же возвращающаяся, она служит «проявителем» для мужчин, которые только и
делают, что рассказывают о самих себе, — а на более глубоком уровне эта цепочка
способствует проявлению окружающей среды, которая только и делает, что слушает
себя или демонстрирует себя через окно комнаты или поезда: настоящее искусство
звука. Тело женщины в пространстве приобретает необычно кочевой характер, что
помогает ей пересекать эпохи, ситуации, местности (такова была тайна Вирджинии
Вульф в литературе). Положения тела как бы выделяют медлительную церемониальность,
связывающую между собой соответствующие позы и разрабатывающую женский гестус,
охватывающий историю мужчин и мировой кризис. Именно этот гестус реагирует на
тело, придавая ему своего рода сакральный характер в форме жесткой
театрализации или, может быть, стилизуя его. Возможно избежать избыточной
стилизации, в любом случае тяготеющей к тому, чтобы сделать фильм и персонажа
замкнутыми? Именно эту проблему и ставит Шанталь Акерман. Гестус может, не
утратив ничего, стать скорее бурлескным и придать фильму некую легкость,
неодолимую веселость: это происходит уже в «Целой ночи», но в особенности в
одном из эпизодов фильма «Париж глазами... 20лет спустя», где даже название
отражает всю эстетику творчества Акерман («Мне голодно, мне холодно»), а
положения тел стали бурлескными «двигателями» баллады. Предыдущая Следующая
|