Предыдущая Следующая
Годар решает эту проблему иначе, и на первый взгляд его
решение проще: причина здесь в том, что персонажи занимаются игрой в свое
удовольствие, танцуют и мимируют для самих себя, и все это в театрализации,
непосредственно продлевающей их повседневные позы: персонаж сам себе устраивает
театр. Так, в «Безумном Пьеро» мы наблюдаем непрерывный переход от телесных поз
к театральному гестусу, связывающему их между собой и наделяющему тела новыми
позами — вплоть до финального самоубийства, абсорбирующего все. У Годара позы
тела — это категории самого духа, а гестус — это нить, протянувшаяся от одной
категории к другой. Например, в «Карабинерах» показан гестус войны. Гестус,
согласно требованию Брехта, обязательно является социально-политическим, но он
представляет собой и кое-что еще (как у Риветта, так и у Годара). Гестус
биовитален, метафизичен и эстетичен1. У Годара в «Страсти» позы начальника,
собственника и работницы отсылают к картинному или паракартинному гестусу. А в
фильме «Имя: Кармен» позы тел непрестанно отсылают к гестусу музыкальному,
координирующему их независимо от интриги, возобновляющему их, подчиняющему их
сцеплению более высокого порядка, но также высвобождающему все их потенции:
репетиции квартета не довольствуются разработкой звуковых качеств образа и
управлением ими, но охватывают даже визуальные его качества, — в том смысле, в
каком локоть скрипача выверяет движение переплетающихся тел. Дело в том, что у
Годара звуки и цвета представляют собой позы тела, т. е. категории:
следовательно, они обретают связующую нить в проходя- 1 Само название
брехтовского текста, «Музыка и гестус», в достаточной степени указывает на то,
что гестус не должен быть только социальным: служа основным элементом театрализации,
он имеет в виду разнообразные эстетические компоненты, в особенности —
музыкальные.
Через них эстетической композиции, а также в
поддерживающей напряжение между ними социально-политической организации. В
фильме «Имя: Кармен» с самого начала показана перекличка звуков тела, стукающегося
о предметы, самого себя бьющего, стучащего себе по черепу и т. д. Фильмы Годара
продвигаются от телесных поз — визуальных и звуковых — к гестусу, наделенному
многими измерениями, картинному и музыкальному, образующему церемонии тела, его
литургию, его эстетическую упорядоченность. Это можно было бы сказать уже о
фильме «Спасайся, кто может», где музыка формировала виртуальную направляющую
нить, ведущую от одной позы к другой, («что это за музыка?»), и лишь потом, к концу
фильма, выступала как таковая. Поза тела напоминает образ-время, вкладывающий в
тело «до» и «после», т. е. временную серию; гестус же является образом-временем
иного типа, временным порядком или распорядком, одновременностью острий и
сосуществованием полотнищ времени. Итак, при переходе от первой ко второму
Годар достигает большой сложности. Это тем более интересно, что этот режиссер
умеет двигаться и в противоположном направлении, исходя из непрерывного и
предзаданного гестуса и разлагая его на позы или категории: таковы
остановленные образы в фильме «Спасайся, кто может» (где заканчивается ласка и
начинается пощечина, где заканчиваются объятия и начинается борьба?) . В
промежутке «между» двумя позами имеется не только гестус; в позах и в гестусе
наличествует еще и звуковое, и визуальное, которое имеется еще и в промежутке
«между» позами и самим гестусом и в том же самом промежутке, пройденном в
обратном направлении: кстати, таково визуальное и звуковое разложение
порнографических поз. Предыдущая Следующая
|