Предыдущая Следующая
Новая волна во Франции весьма далеко продвинула
разработку этого кинематографа
Новая волна во Франции весьма далеко продвинула
разработку этого кинематографа поз и повадок (образцовым актером которого можно
было бы назвать Жан-Пьера Лео). Декорации часто ставятся в зависимость от телесных
поз, каковые они диктуют, и от оставляемых ими степеней свободы, как в квартире
из «Презрения» или в комнате из «Жить своей жизнью» у Годара. Тела, заключающие
друг друга в объятия и бьющие друг друга, переплетающиеся и сталкивающиеся,
оживляют большие сцены еще и в фильме «Имя: Кармен», где двое влюбленных так и
норовят зацепиться за двери или окна1. Тела не только сталкиваются друг с
другом, но на них еще и натыкается камера. В «Страсти» у каждого тела имеется
не только собственное пространство, но и свой свет. Тело является в такой же
мере звучащим, как и видимым. Все компоненты образа совершают перегруппировку
вокруг тела. Формулировка Данея, когда тот дает определение фильму «Здесь и
вдали», — возвращение образов телам, из которых они были взяты, — пригодна для
всех фильмов Годара и новой волны. В «Здесь и вдали» есть еще и политический
подтекст, однако и в прочих фильмах наличествует как минимум некая политика
образа, возвращающая образы позам и повадкам тела. Образ тела, непроизвольно
пытающегося двигаться, оттолкнувшись от стены, и затем падающего, полуприседая,
в неловком скольжении поз, здесь особенно характерен. На протяжении всего
своего творчества Риветт разрабатывает формулу, где сталкиваются кино, театр и
присущая кинематографу театральность: «Любовь на земле» — наиболее совершенное
ее выражение, и если излагать этот фильм теоретически, его можно утяжелить, в
то время как самые, что ни на есть гибкие комбинации поданы в нем весьма живо.
Персонажи репетируют пьесу; но как раз репетиция имеет в виду то, что они пока
не достигли поз, соответствующих ролям и выходящей за их рамки интриги; зато их
отсылают к паратеатральным позам, которые они принимают по отношению к пьесе, к
собственным ролям и друг к другу, — и эти вторичные позы становятся тем более
чистыми и независимыми, что они свободны от какой бы то ни было предза- данной
интриги, ибо последняя существует лишь в пьесе. Итак, они собираются
реализовать гестус, не являющийся ни реальным, ни воображаемым, ни будничным,
ни церемониальным, но расположенным на границе между парами этих понятий, и, в
свою очередь, гестус этот отсылает к использованию подлинно визионерских или
галлюцинаторных чувств (волшебная конфета из «Селины и Жюли», проекции
фокусника из «Любви на земле»). Персонажи как будто отскакивают от театральной
стены, принимая чистые позы, одинаково независимые как от театральной роли, так
и от реального действия, хотя и вступающие в резонанс с обоими. Одним из
превосходнейших примеров у Риветта можно назвать фильм «Безумная любовь», когда
пара любовников, запертая в комнате, пробует все позы: позу изгнанников,
агрессивную позу, позу влюбленных... Демонстрация поз здесь великолепна. В этом
смысле Риветт изобретает театральность кинематографа, в высшей степени
отличающуюся от театральности театра (даже когда кино просто на нее ссылается). Предыдущая Следующая
|