Предыдущая Следующая
В рамках экспериментального кино вырабатываются и
различия
Однако же в рамках экспериментального кино вырабатываются
и различия, и происходит это сообразно двум процессам, один из которых является
конкретизирующим, а другой - абст- рактизирующим. Тем не менее, абстрактное и
конкретное нельзя считать хорошим критерием для кино, которое не столько
экспериментирует, сколько творит. Мы видели, что уже Эйзенштейн причислял себя
к сторонникам интеллектуального или мозгового кино, каковое он считал более
конкретным, нежели физика тел у Пудовкина или же физический формализм у
Вертова. Нельзя сказать, что в одном из этих направлений больше конкретного или
абстрактного, чем в другом: в кинематографе мозга столько же чувства,
напряженности или страсти, сколько в кинематографе тела. Годар является
зачинателем телесного кино, а Рене - мозгового, но нельзя сказать, что один из
них абстрактнее или конкретнее другого. Кино требует, чтобы ему дали именно
тело или мозг; оно само задает себе что-либо из двух, оно само выдумывает что-
либо из двух, чтобы построить свою работу по двум направлениям, каждое из
которых является одновременно абстрактным и конкретным. Стало быть, различие
проходит не по линии конкретного и абстрактного (за исключением
экспериментальных случаев, но даже там оно постоянно затушевывается).
Интеллектуальный кинематограф мозга и физический кинематограф тела обретают
истоки своего различия в ином месте, и истоки эти весьма разнообразны, как у
авторов, которых притягивает один из двух полюсов, так и у тех, кто сочетает в
своем творчестве оба.
Антониони можно назвать идеальным примером двойственной
композиции
Антониони можно назвать идеальным примером двойственной
композиции. Его творчество часто пытались объединить взятыми в готовом виде
темами одиночества и некоммуникабельности, характеризующими упадок современного
мира. И все-таки, по его мнению, мы движемся по жизни двумя весьма несходными
типами шагов: шагами тела и шагами мозга. В одном превосходном тексте он
поясняет, что наше познание без колебаний обновляется и смело идет на
значительные мутации, а вот мораль и чувства так и остаются в плену неадаптирующихся
ценностей, мифов, в которые больше никто не верит, — а если кто-нибудь и
пытаются освободиться, то прибегают, лишь к убогим средствам, циническим,
эротическим или невротическим. Антониони не критикует современный мир, в
возможности которого он глубоко «верит»: в мире он критикует сосуществование
современного мозга и утомленного, изношенного, невротического тела. В итоге его
творчество отличается фундаментальным дуализмом, соответствующим двум аспектам
образа- времени: кинематографу тела, вкладывающему все бремя прошлого, все виды
утомленности в мире и весь современный невроз в тело; но также и кинематографу
мозга, обнаруживающему творческие возможности мира и его многоцветье, вызванное
к жизни новым пространством-временем, а также потенции мира, умноженные
благодаря искусственным мозгам1. Если Антониони является великим колористом, то
это потому, что он всегда верил в цвета мира, в возможность их творить и
обновлять любое мозговое познание. Он вовсе не из тех, кто ноет о
некоммуникабельности людей в мире. Просто мир раскрашен великолепными красками,
а вот населяющие его тела все еще выглядят пошлыми и бесцветными. Мир ждет
своих обитателей, а они все еще блуждают по собственным неврозам. Но ведь это
является тем большим основанием для того, чтобы обратить внимание на тело,
пристально вглядеться в его утомленность и неврозы, чтобы извлечь из них новые
оттенки красок. Единство творчества Антониони состоит в конфронтации
тела-персонажа с его усталостью и прошлым, и в конфронтации мозга-цвета со
всевозможными его будущими потенциальностями, но оба составляют один и тот же
мир, наш мир с его надеждами и отчаянием. Предыдущая Следующая
|