Предыдущая Следующая
Или же он поддался иной иллюзии, которая перевернула
представление о вещах уже при своем возникновении? Известно, что вещи и люди
вынуждены «скрываться», обречены «прятаться» перед тем, как проявиться. Да и
как может быть иначе? Ведь они неожиданно возникают среди множества, в которое
прежде не входили, и потому, чтобы не оказаться отвергнутыми, должны выдвигать
на передний план те качества множества, что они сохраняют. Так сущность вещи
никогда не проявляется при ее возникновении, но всегда — в «середине» ее
существования, в процессе ее развития, после того, как окрепнут ее силы. И это
Бергсон знал лучше, чем кто бы то ни было, ибо он преобразовал философию,
поставив вопрос о «новом» вместо вопроса о вечности (каким образом возможны
создание и возникновение чего-либо нового?) Например, он утверждал, что новое в
жизни не могло появиться у ее истоков, поскольку поначалу жизнь была вынуждена
подражать материи... Разве не так же обстоят дела и с кинематографом? Разве
кинематограф на заре своего существования не был вынужден имитировать
естественное восприятие? Каково было тогда положение вещей в кино? С одной
стороны, съемка была фиксированной, что означает пространственную и формальную
неподвижность плана; с другой же стороны, кинокамера «смешивалась» с
проекционным аппаратом и работала с абстрактным и единообразным временем.
Эволюция кино, обретение им собственной сущности или новизны произошли
благодаря монтажу, подвижной кинокамере и утрате зависимости съемки от
проекции. После этого план перестал быть пространственной категорией,
превратившись во временную; срезы же сделались подвижными. Вот тогда-то
кинематограф и обрел те самые «образы-движения» из первой главы «Материи и
памяти».
Первый тезис Бергсона о движении
Следует отметить, что первый тезис Бергсона о движении
сложнее, чем это, кажется поначалу. С одной стороны, в нем есть критика
всевозможных попыток восстановления движения при помощи пройденного
пространства, то есть путем наложения неподвижных мгновенных срезов на
абстрактное время. С другой же стороны, в первом бергсоновском тезисе заложена
критика кинематографа, изобличаемого как одна из упомянутых иллюзорных попыток,
как попытка, знаменующая собой кульминацию иллюзии. Но существует также и тезис
из «Материи и памяти» о подвижных срезах и временных планах, и он пророчески
предвосхитил будущее и сущность кино. Предыдущая Следующая
|