Предыдущая Следующая
Что же касается «Творческой эволюции», то в ней
представлен именно второй тезис, который уже не сводит все к одной и той же
иллюзии о движении, а различает по меньшей мере две несходные между собой
иллюзии. Заблуждение всегда в том, что движение восстанавливают через мгновения
или положения, но делают это двумя способами, древним и современным. С точки
зрения древних, движение отсылает к интеллигибельным элементам, к Формам или
Идеям, что сами по себе являются вечными и неподвижными. Само собой разумеется,
чтобы восстановить движение, мы схватываем эти формы с точностью до их
актуализации в материи как потоке. Это потенциальности, которые переходят в
актуальное не иначе, как воплощаясь в материи. Но с другой стороны, движение
только и делает, что выражает некую «диалектику» форм, идеальный синтез,
наделяющий его мерой и порядком. Значит, понятое таким образом движение является
упорядоченным переходом от одной формы к другой, то есть порядком поз или
привилегированных моментов, как в танце. «Считается», что формы и идеи
«характеризуют период, чью квинтэссенцию они выражают, тогда как остаток этого
периода заполняется переходом от одной формы к другой и сам по себе лишен
всякого интереса... Мы замечаем конечный предел или кульминационный пункт
(télos, akmé — греч. «цель, высшая точка», — прим. пер.) и строим
из него существенный момент, и этого момента, сохраненного в языке (langage)
ради выражения факта как целого, бывает достаточно также и для науки, чтобы
такой факт охарактеризовать1. Современная научная революция состояла в
соотнесении движения уже не с привилегированными моментами, а с каким угодно мгновением.
Даже когда требовалось восстановить движение, его восстанавливали уже исходя не
из формальных трансцендентных элементов (поз), а из имманентных материальных
элементов (срезов). Вместо того, чтобы проводить интеллигибельный синтез
движения, осуществляли его чувственный анализ. Именно так, определяя отношение между
орбитой и временем, необходимым для того, чтобы пройти ее, сформировалась
современная астрономия (Кеплер); из соотнесения пространства, пройденного за
время падения тела, — современная физика (Галилей); из выведения уравнения
плоской кривой, то есть из определения положения точки на подвижной прямой в
любой момент построения последней — современная геометрия (Декарт); наконец,
появилось дифференциальное исчисление, и с этих пор ученые догадались, что срезы
следует считать бесконечно сближаемыми (Ньютон и Лейбниц). И повсюду механическая
последовательность каких угодно мгновений заменила диалектический порядок поз:
«Современная наука должна главным образом определяться своим стремлением
принимать время за независимую переменную». Предыдущая Следующая
|