Предыдущая Следующая
Прежде чем развивать второй тезис, напомним его формулировку:
вы не можете восстановить движение посредством положений в пространстве или
мгновений во времени, то есть через неподвижные «срезы»... Вы осуществляете это
восстановление не иначе, как прикидывая к позициям или мгновениям отвлеченную
идею последовательности, придавая им механический, однородный и универсальный
характер, скопированный с пространства и одинаковый для всех движений. И тогда
вы двояко промахнетесь мимо движения. С одной стороны, сколь бесконечно вы ни
приближались бы к двум мгновениям или положениям, движение всегда будет
происходить в промежутке между ними, а стало быть, у вас за спиной. С другой же
стороны, как бы вы ни делили и ни подразделяли время, движение всегда будет
происходить в конкретной длительности, а следовательно, каждое мгновение
получит собственную качественную длительность. А значит, мы должны
противопоставлять две не сводимые друг к другу формулы: «реальное движение
—> абстрактная длительность» и «неподвижные срезы + абстрактное время».
В 1907 г. Бергсон в «Творческой эволюции» выдвинул
пресловутую формулировку: движение есть кинематографическая иллюзия.
Кинематограф фактически работает с двумя дополняющими друг друга группами
данных: с мгновенными срезами, которые называются образами, и с движением, или безличным,
единообразным, абстрактным, невидимым или незаметным временем, которое
«находится в глубине» аппарата и «с помощью которого» нам прокручивают вереницы
образов. Стало быть, кино показывает нам ложное движение, это типичный пример
ложного движения. При этом любопытно, что древнейшей из иллюзий Бергсон дает
столь современное и «свежее» имя — «кинематографическая». В действительности,
утверждает Бергсон, когда кинематограф при помощи неподвижных срезов
восстанавливает движение, он делает лишь то, на что указывали еще мыслители
древности (парадоксы Зенона), или то, что присуще естественному восприятию. В
этом состоит отличие теории Бергсона от феноменологии, для которой кинематограф
скорее порывает с условиями естественного восприятия. «Мы делаем как бы
моментальные снимки мимолетной реальности и, поскольку они эту реальность
характеризуют, удовлетворяемся нанизыванием их на абстрактное, сплошное и
невидимое становление, расположенное в недрах познавательного аппарата... Так,
как правило, действуют восприятие, мыслительный процесс и язык (langage). Идет
ли речь о том, чтобы осмыслять становление, выражать или даже воспринимать его,
мы едва ли делаем что- либо иное, кроме включения своего рода внутреннего
киноаппарата». Следует ли это понимать так, что, по Бергсону, кинематограф
представляет собой всего лишь проекцию и воспроизводство непрерывной и
универсальной иллюзии? А что, если люди издавна снимали кино, не подозревая об
этом? Но тогда возникает масса вопросов. И первый из них: не является ли воспроизводство
иллюзии, кроме прочего, и как бы ее исправлением? Можно ли из искусственного
характера используемых средств сделать вывод и об искусственности результата?
Ведь кинематограф работает с фотограммами, то есть с неподвижными срезами, и
пользуется двадцатью четырьмя (на заре своего существования — восемнадцатью)
образами в секунду. Но, как часто замечали, показывает он нам не фотограмму, а
усредненный образ, на который движение не налагается, к которому оно не
присовокупляется: движение, напротив того, принадлежит усредненному образу как
непосредственная данность. Похоже, что точно так же обстоят дела и с
естественным восприятием. Но тут иллюзия исправляется до восприятия, в силу тех
условий, которые делают восприятие является синхронно появлению образа, но
зритель воспринимает показываемое безоговорочно (в этом отношении, как мы
увидим, феноменология имеет основание предполагать различие по природе между
естественным и кинематографическим восприятием). Словом, кино не добавляет к
образу движение, а дает нам непосредственно образ-движение. Несмотря на то, что
оно дает нам срез, срез этот обладает подвижностью, это не неподвижный срез +
абстрактное движение. Опять же весьма любопытно, что Бергсон, можно сказать,
открыл существование этих подвижных срезов, или «образов-движений». И открыл он
их до «Творческой эволюции» и до официального рождения кино — в 1896 г., в
книге «Материя и память». Открытие «образа-движения», воспринимаемого вне рамок
естественной перцепции, стало чудесной находкой первой главы «Материи и
памяти». Следует ли полагать, что десять лет спустя Бергсон позабыл о нем? Предыдущая Следующая
|