Предыдущая Следующая
Несмотря на поверхностное сходство в терминах
Итак, несмотря на поверхностное сходство в терминах, мы
видим абсолютное различие между проектом Арто и такой концепцией, как
эйзенштейновская. Речь идет о том, чтобы, по выражению Арто, «воссоединить кино
с глубинной реальностью мозга», но эта сокровенная реальность — не Целое, а,
напротив, трещина и пробоина. Пока он верит в кино, он наделяет его не
способностью внушать мысли о целом, а, наоборот, «диссоциативной силой»,
вводящей «фигуру небытия» и «дыру в кажущемся». Пока он верит в кино, он не
наделяет его способностью возвращения к образам и нанизывания их согласно
требованиям внутреннего монолога и ритму метафор, а, наоборот, «спускает
метафоры с цепи» согласно массе голосов, внутренним диалогам, в которых один
голос всегда находится в другом. Словом, Арто опрокидывает всю совокупность
отношений между кино и мыслью: с одной стороны, уже нет целого, мыслимого
посредством монтажа; с другой же стороны, больше нет внутреннего монолога,
выразимого в образах. Арто как бы переворачивает аргумент Эйзенштейна: если
верно, что мысль зависит от порождающего ее шока (нерва или костного мозга), то
она может мыслить только об одном: о том, что мы пока еще не мыслим, о бессилии
помыслить целое, как о том, чтобы помыслить себе самого себя, — а это значит,
что мысль всегда находится в состоянии окаменения, вывиха и крушения.
Наделенное мышлением бытие всегда в будущем — вот что обнаружил Хайдеггер,
возведя это в универсальную формулу, - но ведь то же самой необычной проблемой,
притом своей собственной, считал и Арто1. От Хайдеггера к Арто: Морис Бланшо
умело возводит к Арто основополагающий вопрос о том, что наводит на мысли, что
заставляет мыслить: мыслить заставляет «немощь мысли», фигура небытия,
несуществование целого, которое можно было бы помыслить. Бланшо ставит для
литературных произведений диагнозы, в высшей степени верные и для кино: с одной
стороны, это присутствие в мысли немыслимого, которое можно назвать и ее
источником, и плотиной на ее пути; с другой же стороны, это присутствие в
мыслителе другого мыслителя — и так до бесконечности, что нарушает любой
монолог мыслящего «я». Предыдущая Следующая
|