Предыдущая Следующая
наоборот, с самого начала образ-движение оказался и
исторически, и по сути сопряжен с организацией войны, с государственной пропагандой
и с обыкновенным фашизмом. Сочетание этих двух причин, посредственности
продукции и ее фашистского характера, вполне может объяснить массу явлений.
Например, Арто весьма недолго «верит» в кинематограф, одну за другой сочиняя
декларации, внешне совпадающие с эйзенштейновскими и гансовскими, — тут вам и
новое искусство, и новое мышление. Но весьма скоро он от него отрекается.
«Дурацкий мир образов, застрявший, будто в смоле, в мириадах сетчаток, никогда
не реализует образа, который можно было бы из него создать. Поэзия, которую из
всего этого извлечь невозможно, так и остается поэзией эвентуальной, поэзией
того, что могло бы быть; а значит, ожидать ее следует не от кино...» .
Возможно, существует и третье основание, и оно, как ни
странно, в состоянии вернуть упование на эвентуальность мысли о кино
посредством самого кино. Случай Арто следует изучить подробнее, ибо похоже, что
он имеет определяющую важность. Ведь в течение краткого периода, когда Арто
верил в кинематограф, этот драматург, на первый взгляд, занимался великими
темами образа-движения в его отношениях с мыслью. Он прямо сказал, что кино не
должно натолкнуться на два рифа, на абстрактное экспериментальное кино,
развивавшееся в ту эпоху, и на насаждавшееся Голливудом фигуративное
коммерческое кино. Арто заявил, что кино связано с нейрофизиологическими
вибрациями и что образ должен произвести шок, нервную волну, от которой родится
мысль, «ибо мысль есть такая матрона, которая существовала не всегда». Мысль не
может функционировать иначе, как рождаясь; она всегда представляет собою
повторение собственного рождения, таинственного и глубинного. Отсюда Арто
сделал вывод, что объектом образа является функционирование мысли, а
функционирование мысли служит подлинным субъектом, подводящим нас к образам. Он
добавляет, что греза, в том виде, как она встречалась в европейском кино,
вдохновленном сюрреализмом, представляет собой интересную аппроксимацию, но для
этой цели ее недостаточно: греза — чересчур легкое решение «проблемы» мысли.
Кроме того, Арто верит в то, что кино можно приравнять к автоматическому
письму, при условии, что автоматическое письмо вовсе не означает отсутствия
композиции, а имеет в виду некий высший контроль, объединяющий критическую и
сознательную мысль с мыслительным подсознанием: это духовный автомат (весьма
отличающийя от грезы, где цензура, или подавление, объединяется с импульсивным
подсознанием). Он добавляет, что его точка зрения сильно опережает свое время,
что он рискует быть недопонятым — даже сюрреалистами, о чем свидетельствуют его
отношения с Жерменой Дюлак, в свою очередь колеблющейся между абстрактным кинематографом
и киносновидениями. Предыдущая Следующая
|