Предыдущая Следующая
Как странно звучат сегодня великие декларации
Как странно звучат сегодня великие декларации, например,
Эйзенштейна и Ганса: все эти упования, возлагавшиеся на кино как искусство масс
и новый способ мысли, сохраняются лишь как музейные документы! К сожалению,
можно сказать, что кинематограф утонул в ничтожности собственной продукции. Чем
становятся саспенс Хичкока, шок Эйзенштейна и возвышенное Ганса в руках
посредственных режиссеров? Когда насилие уже не является шокирующей чертой
образа и его вибраций, а сводится к простой демонстрации, режиссеры впадают в
кровавый произвол; когда величие касается не композиции, а становится
обыкновенным раздуванием показываемого, мы больше не видим ни возбуждения
мозга, ни рождения мысли. Скорее мы замечаем общую дефективность и режиссеров,
и их зрителей. Тем не менее повседневная заурядность никогда не препятствовала
появлению шедевров живописи; и все-таки ситуация меняется в условиях
индустриального искусства, когда доля отвратительных произведений прямо-таки
ставит под сомнение существеннейшие цели и способности. Итак, кино умирает от
собственной количественной заурядности. Однако же, существует и более важная
причина: массовое искусство, обращение к массам, которое не должно было бы
отделяться от доступности кино массам, ставшим его подлинным субъектом, — упало
до уровня пропаганды и государственного манипулирования, своеобразного фашизма,
в котором Гитлер объединяется с Голливудом, а Голливуд — с Гитлером. Духовный
автомат стал автоматом фашистским. Как писал Серж Даней, весь кинематограф
образа-движения поставили под сомнение «великие политические постановки,
государственная пропаганда, выводившая живые картины; первые массовые аресты» и
их фон, лагеря. Отходную амбициям «старинного кино» пропели не (или не только)
заурядность и пошлость его будничной продукции; с большим успехом это сделала
Лени Рифеншталь, а уж она-то посредственностью не была. И ситуация еще более
ухудшается, если следовать тезису Вирилио: в массовом искусстве, поначалу
основанном на образе-движении, не существовало ни отвлечения, ни отчуждения; Предыдущая Следующая
|