Предыдущая Следующая
Как Эйзенштейн отвечал на его критику сталинистами.
Тем интереснее констатировать, как Эйзенштейн отвечал на
его критику сталинистами. Его упрекали в том, что он не уловил по-настоящему
драматического элемента мысли-действия, за то, что сенсомоторную связь он
изображал извне и весьма обобщенно, не раскрывая ее возникновения у персонажей.
Критика была сразу и идеологической, и технической, и политической: Эйзенштейн
якобы застрял на идеалистической концепции Природы, заменявшей у него
«историю»; на концепции, отводящей господствующее место монтажу и подавляющей
образ или план; на абстрактной концепции масс, затушевывающей героя,
наделенного личным сознанием. Эйзенштейн прекрасно понимает, о чем идет речь, и
предается самокритике, в которой осторожность соперничает с иронией. Возьмем
знаменитую речь 1935 года. Да, он не показал роли героя, т. е. партии и ее
вождей, из-за того, что занял слишком внешнюю позицию по отношению к событиям,
став попросту наблюдателем или же попутчиком. Но ведь это был первый период в
истории советского кино, это случилось до «большевизации масс», в ходе которой
появились сознательные герои, наделенные личностными характеристиками. Впрочем,
в течение этого первого периода не все было так уж плохо, ведь он сделал
возможным следующий. А следующему предстояло сохранить монтаж, даже если бы его
пришлось лучше интегрировать в образ и даже в актерскую игру. Сам Эйзенштейн
собирался заняться поистине драматическими героями, такими, как Иван Грозный и
Александр Невский, ни на минуту не забывая о приобретениях предшествовавшего
периода, о неравнодушии Природы и об индивидуации масс. Наконец, он обратил
внимание на то, что во время второго периода ему удалось реализовать лишь
посредственные работы и что надо бы остерегаться утраты специфики советского
кино. А ведь следовало бы избегать сближения советского кино с американским,
чьей специальностью являются сильные личности и драматические действия... В
высшей степени верно то, что в кинематографе образа-движения три типа отношений
между кино и мыслью встречаются повсеместно: отношения с целым, которое можно
только помыслить в рамках некоего высшего осознания; отношения с мыслью,
которая может быть представлена лишь фигуративно при прокрутке образов в
подсознании; сенсомоторные отношения между миром и человеком, Природой и
мыслью. Мысль критическая, мысль гипнотическая, мысль-действие. Других, прежде
всего Гриффита, Эйзенштейн упрекал за то, что они не так, как должно, мыслили о
целом, выводя массу пестрых образов, но не достигая основополагающих оппозиций;
за то, что они не так, как должно, составляли кинематографические фигуры,
поскольку не производили настоящих метафор и обертонов; за сведение действия к
мелодраме, ибо они довольствовались изображением сильной личности, поставленной
в скорее психологическую, нежели социальную ситуацию1. Словом, им недоставало
диалектической практики и теории. И все-таки в американском кино три типа
фундаментальных отношений были разработаны на свой лад. Образ-действие мог
двигаться от ситуации к действию или, наоборот, от действия к ситуации; он был
неотделим от актов понимания, посредством которых герой оценивал данные о
какой-либо проблеме или ситуации, — или же от актов умозаключения, при помощи
которых он разгадывал то, что не было дано (таковы, как мы уже видели,
искрометные образы-умозаключения Любича). И эти акты образного мышления
продлевались в двух направлениях: в сторону отношения образов к мыслимому
целому и в сторону отношения образов к фигурам мысли. Вернемся к крайнему
примеру: если фильмы Хичкока показались нам достижениями в сфере
образа-движения, то это потому, что образ-действие в них преодолевается по
направлению к «ментальным отношениям», кадрирующим его и встраивающим его в
цепочку, — но в то же время мы видим возврат к образу согласно «естественным
отношениям», формирующим некую основу. От образа к отношению и от отношения к
образу: в этот круг включены все функции мысли. Разумеется, это полностью по
английскому гению, и диалектики здесь нет, а есть логика отношений (она-то и
объясняет, почему «саспенс» заменяет «шок»)1. Итак, отношения кино с мыслью
могут осуществляться множеством способов. Но три типа таких отношений,
по-видимому, хорошо определены уже на уровне образа-движения. Предыдущая Следующая
|