Предыдущая Следующая
Существует и третий момент, не в меньшей степени явленный
в двух предыдущих. Уже не от образа к концепту, и не от концепта к образу, а
тождественность концепта и образа: концепт как таковой дан в образе, а образ
как таковой — в концепте. Это уже не органическое и не патетическое, а
драматическое, прагматика, практика, или мысль-действие. Эта мысль-действие обозначает
отношения человека с миром, человека с Природой; сенсомоторное единство,
которое, однако, возводится в наивысшую степень («монизм»). Похоже, кино
поистине к этому призвано. Как писал Базен, кинематографический образ
противопоставлен образу театральному в том, что он движется извне внутрь, от
декора к персонажу, от Природы к человеку (даже если он отправляется от
человеческого действия, он исходит из него, как из чего- то внешнего; а если от
человеческого лица, то исходит из него, как из Природы или пейзажа). Стало
быть, тем в большей степени он способен продемонстрировать реакцию человека на
Природу, или экстериоризацию человека. Возвышенному присуще сенсомоторное
единство Природы и человека, так что Природу следует назвать неравнодушной. Уже
это выражает эмоциональную или метафорическую композицию, например, в
«Броненосце "Потемкине"», где три стихии — вода, земля и воздух —
гармонически показывауют траур Природы по человеческим жертвам, тогда как
реакция человека экстериоризируется в разработке четвертой стихии, огня,
наделяющего Природу новым качеством в революционном горении1. Но и человек
обретает новое качество, становясь коллективным субъектом собственной реакции,
тогда как Природа превращается в объективные человеческие отношения. Мысль-действие
постулирует одновременно и единство Природы и человека, и единство индивида и
массы: кинематограф ведь массовое искусство. Как раз посредством этого
Эйзенштейн обосновывает примат монтажа: субъектом кино не является индивид, а
объектом — интрига или история; объект кино — Природа, а субъект — массы,
индивидуация массы, а не личности. То, к чему безуспешно стремился театр, и
особенно опера, было достигнуто в кинематографе («Броненосец
"Потемкин"», «Октябрь»): кино добралось до Дивидуального, т. е. до
индивидуации массы как таковой, вместо того чтобы воспринимать ее как
качественную гомогенность и сводить ее к количественной делимости. Предыдущая Следующая
|