Предыдущая Следующая
Мысль и кино
Пионеры кинорежиссуры и кинокритики первыми исходили из
простой идеи: кино как индустриальное искусство основывается на самодвижении,
то есть движении автоматическом; оно превращает движение в непосредственную
данность образа. Такое движение уже не зависит от движущегося тела или
предмета, равно как и от воссоздающего его духа. Это образ, движущийся сам и «в
себе». А следовательно, в этом смысле он не является ни фигуративным, ни
абстрактным. На первый взгляд именно так обстоят дела со всеми художественными
образами, — и Эйзенштейн непрестанно анализирует картины Леонардо и Эль Греко,
как если бы это были кинематографические образы (аналогично Эли Фор поступает с
Тинторетто). Но сами по себе живописные образы все-таки остаются неподвижными,
а значит, «производство» движения есть задача духа. Хореографические и
драматические образы также остаются неразрывно привязанными к движущемуся телу.
Художественная сущность образа реализуется лишь в тех случаях, когда движение
делается автоматическим, мысль претерпевает шок, в коре мозга начинаются
вибрации, нервная и церебральная система задеваются непосредственно. Поскольку
кинематографический образ «совершает» движение сам, поскольку он делает то,
чего другие виды искусств лишь требуют (или о чем говорят), он вбирает в себя
сущность прочих искусств, становится их наследником, использует образы другого
рода в собственном режиме, наделяет мощью то, что было лишь возможностью.
Автоматическое движение пробуждает в нас духовный автомат, а тот, в свою
очередь, на него реагирует.
В отличие от классической философии, духовный автомат
означает уже не логическую или абстрактную возможность формально выводить одни
мысли из других, но круговую схему, в которую они входят вместе с
образом-движением, общую потенцию того, что принуждает мыслить, и того, что
мыслит под воздействием шока: ноошок. Хайдеггер писал: «Человек способен
мыслить в той мере, в какой он обладает возможностью этого, но такая
возможность еще не гарантирует того, что мы становимся способными к этому»1. И
кино, передавая нам шок, притязает на то, чтобы дать нам эту способность, эту
потенцию, а не просто логическую возможность. Кино словно говорит нам: со мной,
с образом-движением, вы не сможете избежать шока, который пробудит в вас
мыслителя. Субъективный и коллективный автомат для производства автоматического
движения: таково «массовое» искусство. Предыдущая Следующая
|