Предыдущая Следующая
Если бы, какой угодно вид искусства производил шок
Каждому известно, что если бы какой угодно вид искусства
производил шок или вибрацию, мир давно изменился бы, а люди стали бы
мыслителями. Впрочем, эта претензия кинематографа или по меньшей мере
величайших его пионеров сегодня вызывает улыбку. Они (Вертов, Эйзенштейн, Ганс,
Эли Фор...) верили, что кино способно вызывать шок и передавать его массам,
народу. Но они предощущали, что кинематограф столкнется со всеми
амбивалентностями, характерными для прочих видов искусства, — что его
«заволокут» экспериментальные абстракции, «формалистическое паясничанье», а
также коммерческая фигуративность секса и крови. В плохом кино шок смешивался с
фигуративным насилием изображаемого вместо того, чтобы достигать иного рода
насилия, свойственного образу-движению, распространяющему свои вибрации в
движущейся последовательности, которая пронизывает и зрителей. И — что еще хуже
— духовный автомат рисковал превратиться в манекен, подверженный воздействию
всевозможной пропаганды: массовое искусство уже продемонстрировало
нестабильность своего облика . Мы, стало быть, видим, что потенции или
способности кино, в свою очередь, обнаружили, что они являются просто-напросто
логическими возможностями. И, по крайней мере, возможное обрело здесь новую
форму, даже если народа пока не хватало, а мысли лишь предстояло возникнуть. С
возвышенной концепцией кино нечто происходило. И действительно, возвышенное
образуется оттого, что воображение претерпевает шок, возбуждающий до пределов,
и заставляющий мысль воспринимать целое как интеллектуальную тотальность,
выходящую за рамки воображения. Мы уже видели, что возвышенное может быть
математическим, как у Ганса, либо динамическим, как у Мурнау и Ланга, или же
диалектическим, как у Эйзенштейна. Возьмем для примера Эйзенштейна, ибо
диалектический метод позволяет ему разлагать ноошок на моменты, определенные с
особенной отчетливостью (хотя анализ, взятый, в общем, годится для всего
классического кинематографа, кинематографа образа-движения). Предыдущая Следующая
|