Предыдущая Следующая
Мы еще увидим, как Годар извлекает отсюда обобщенный
метод создания образа: где нечто заканчивается, где начинается иное, что такое
граница и как следует ее видеть, однако обязательно ее пересекая и непрестанно
смещая. Так, в фильме «Мужское/женское» вымышленное интервью персонажей и
реальное интервью актеров перемешиваются до такой степени, что кажется, будто
они обращаются друг к другу и одновременно говорят с режиссером3. Этот метод
может развиваться лишь в том направлении, при котором камера непрестанно
обнаруживает в персонажах некое «до» и некое «после», которые и формируют
реальное, даже в той точке, куда устремляется игра воображения. «Знать, кем они
были перед тем, как попали в кадр, и кем будут после...»1 «France tour
détour deux enfants» уже возводит в принцип следующее положение: «Он до,
а история после, или он после, а история до». Годар, неоднократно признававший,
что многим обязан Рушу, все настойчивее подчеркивает то, что образ обязан
включать в себя «до» и «после», чтобы тем самым объединить условия, необходимые
для создания нового непосредственного образа-времени, вместо того, чтобы
застревать в настоящем времени, «как это бывает в плохих фильмах». Именно в
таких условиях, связанных с возникновением образа-времени, одно и то же
преобразование претерпевают кинематограф вымысла и кинематограф реальности, а
различия между ними затушевываются: в одном и том же движении описания
становятся чистыми, чисто оптическими и звуковыми; повествования
-фальсифицирующими, а рассказы — симуляциями. В этом выражается процесс, когда
все кино становится несобственно-прямой речью, действующей в рамках реальности.
Кино, т. е. фальсификатор и его власть, режиссер и его персонаж, — или в
обратном порядке, поскольку они только и существуют, что в сообществе, дающем им
возможность сказать: «мы, творцы истины». Вот он, третий тип образа-времени,
отличающийся от рассмотренных в предыдущей главе. Два предыдущих, по сути дела,
касались порядка времени, т. е. сосуществования отношений или одновременности
внутренних элементов времени. Третий же относится к временной серии,
соединяющей некое «до» и некое «после» в становлении, а уже не разделяющей их:
его парадокс в том, что он вводит интервал, длящийся в пределах самого момента
. Общим свойством трех типов образа-времени является разрыв с косвенной
репрезентацией, но также и нарушение эмпирического течения времени или
эмпирической хронологической последовательности, отделение «до» от «после».
Итак, эти типы сообщаются между собой и проникают друг в друга (у Уэллса, Рене,
Годара, Роб-Грийе), но в одном и том, же произведении остается различие между
свойственными им знаками. Предыдущая Следующая
|