Предыдущая Следующая
У Шёрли Кларк или у Кассаветеса отмечается аналогичное
явление, но и здесь масса различий. Это выглядит как съемка трех основных тем,
формирующих разнообразные сочетания: персонаж непрестанно пересекает границу
между реальным и вымышленным (потенция ложного, функция фантазирования);
режиссер должен добраться до того, кем персонаж был «до» и будет «после», он
должен воссоединить прошлое и будущее в непрерывном переходе из одного
состояния в другое (непосредственный образ-время); становление режиссера и его
персонажа уже принадлежит к некоему народу, сообществу, меньшинству,
выразителями которого они являются (несобственно-прямая речь). В фильме Шёрли
Кларк «Связной» уровни организации смешиваются между собой, так как роли
наркоманов отсылают к предсуществовавшим персонажам, а те альтернативно
отсылают к их ролям. А в «Портрете Язона» переход следует уловить при всех
возможных «дистанциях» между персонажем и его ролями, но дистанции эти всегда
являются внутренними, как если бы белая камера скользила внутри великого
негра-фальсификатора: фраза «Я — это другая», которую можно приписать Шёрли
Кларк, говорит о том, что фильм, который она пожелала снять о самой себе,
становится фильмом, снятым ею о Язоне. Заснять следовало именно границу, при
условии, что режиссер перейдет через нее в одном направлении, а реальный
персонаж — в другом; для этого требуется время, определенное время, превращающееся
в составную часть этого фильма1. Именно это говорил Кассаветес, начиная с
«Теней», а потом — в «Лицах»: составной частью фильма является
заинтересованность не столько в фильме, сколько в людях; больший интерес к
«человеческим проблемам», нежели к «проблемам постановки», ради того, чтобы
люди не ускользали от камеры, а камера не проходила мимо людей. В «Тенях»
границу образуют две мулатки, непрерывно пересекающие ее в двоякой реальности,
которая уже сливается с фильмом. Уловить эту границу можно лишь тогда, когда
она становится ускользающей, когда мы уже не знаем, где она проходит, граница
между Белым и Черным, но также и между фильмом и нефильмом: одной из основных
черт фильма является непременное нахождение за пределами его территории, в
разрыве с «должной дистанцией»; он всегда переливается через край «заповедной
зоны», где его хотели бы держать в пространстве и во времени . Предыдущая Следующая
|