Предыдущая Следующая
Но все, что мы говорим о персонаже, настолько же (и в
высшей степени)
Но все, что мы говорим о персонаже, настолько же (и в
высшей степени) применимо и к режиссеру. Он также становится другим в той мере,
в какой воспринимает реальных персонажей как собственных заместителей и
заменяет свой вымысел их измышлениями, но и наоборот, придает собственным
измышлениям вид легенд, осуществляя «постановку легенды». Так, Руш произносит
свою несобственнопрямую речь в то время, как его персонажи произносят
аналогичные речи об Африке. Перро произносит несобственно-прямую речь, тогда
как его персонажи ведут такие же речи о Квебеке. И, несомненно, между Перро и
Рушем существует значительное ситуационное различие, и различие это является не
только личным, но еще и формально-кинематографическим. У Перро речь идет о
принадлежности к собственному порабощенному народу и об обретении утраченной и
подавленной коллективной самотождественности. У Руша же речь идет о выходе за
пределы его цивилизации господ и о достижении предпосылок для возникновения
иной самотождественности. Отсюда возможность недоразумений между двумя этими
режиссерами. Тем не менее оба автора отправляются в путь с одним и тем же
легким багажом, с камерой через плечо и с синхронным магнитофоном; вместе со
своими персонажами они должны сделаться другими, в то время как их персонажи
сами должны стать другими. Знаменитая формула: «документальный фильм удобно
снимать, когда ты знаешь, кто ты сам и что ты снимаешь», уже не годится.
Формула самотождественности Я=Я (или ее вырожденная форма: они=они) больше не
подходит ни к персонажам, ни к режиссерам как в реальности, так и в вымысле.
Скорее угадывается другая формула со всеми ее глубинами, а именно формула Рембо
«Я - это другой». Годар писал по поводу Руша, что формула я — негр применима не
только к самим персонажам, но и к режиссеру, который, «будучи белым, как Рембо,
тоже заявляет "Я — это другой "», а следовательно — негр. Когда Рембо
восклицает: «Испокон веков я человек без роду, без племени. Я скотина...» (из
стихотворения «Дурная кровь», сборник «Пора в аду», пер. Ю. Стефанова: Рембо.
«Произведения». М., 1988, с. 297 и 303), то при этом он проходит через целый
ряд фальсификаторов: «Торгаш, ты — негр; судья, ты — неф; вояка, ты — негр;
император, старый потаскун, ты - негр...», доходя до наивысшей потенции
ложного, которая требует, чтобы негр сам стал негром, пройдя через роли белого
человека, - а вот белый находит здесь некую возможность также стать негром («я
могу спастись...»). И, со своей стороны, у Перро присутствует не меньшая
необходимость стать другим, чтобы воссоединиться с собственным народом. Это уже
не «Рождение нации», а формирование или восстановление народа, когда режиссер и
его персонажи вместе и по одному становятся другими; так сообщество постепенно
растет, от местности к местности, от личности к личности, от заступника к
заступнику. Я — олень-карибу, я — американский лось... Формула «Я — это другой»
послужила формированию симулирующего рассказа или рассказа о симуляции,
низвергнувшего форму рассказа правдивого. Выступая против прозы, Пазолини
ссылался на поэзию, но ее нашли там, где он ее не искал, в кино, объявившем
себя «прямым». Предыдущая Следующая
|