Предыдущая Следующая
Как раз это и имел в виду Жан Руш, когда говорил о
«киноправде».
Как раз это и имел в виду Жан Руш, когда говорил о
«киноправде». Подобно тому, как Перро начал с репортажей-исследований, Руш
начинал с этнографических фильмов. Эволюцию этих режиссеров нельзя понять,
исходя из одной только ссылки на недостижимость «сырой» реальности; о том, что
камера оказывает воздействие на ситуации, а персонажи реагируют на присутствие
камеры, знали все, и это почти не смущало Флаэрти и Ликока, видевших здесь лишь
лжепроблемы. У Руша же, как и у Перро, новаторство имеет другие истоки. Оно
начинает ясно выражаться у Руша в «Безумных хозяевах», когда персонажей,
участвующих в ритуале, одержимых, пьяных, с пеной у рта, входящих в транс,
сначала показывают в их будничной реальности, где они работают официантами в
кафе, землекопами и чернорабочими — вот такими они вновь станут после
церемонии. А вот кем они были прежде... И наоборот, в фильме «Я негр» реальные
персонажи показываются сквозь выдуманные ими роли, Дороти Ламур — маленькая
проститутка, Лемми Кошен — безработный из Трейчвилла, даже если впоследствии им
самим приходится комментировать и исправлять взятую на себя функцию. В «Ягуаре»
три персонажа, и в особенности «ухажер», распределяют между собой роли,
способствующие их столкновению с реальностями путешествия, как с потенциями
легенды: таковы встреча с фетишистами, организация работы; изготовление золотых
слитков, которые затем запирают и нигде не используют; поочередное посещение
большого рынка; наконец, создание мелкого торгового предприятия под девизом,
заменяющим готовую формулу фигурой, способной сочинить легенду: «постепенно
птичка строит себе... чепчик». И, подобно древним, они возвращаются в свой
край, наполненные подвигами и ложью, так что малейший инцидент содержит
потенцию ложного. В рамках одного персонажа всегда наличествует переход из
одного состояния в другое, как в эпизоде, когда охотник называет льва
Американцем или же когда путешественники из фильма «Кукареку, господин
Цыпленок» встречают дьяволицу. Если подробнее остановиться на этих шедеврах,
то, в первую очередь, можно заметить, что персонаж перестал быть как реальным,
так и вымышленным, из-за того, что камера перестала видеть его объективно, а
сам он перестал смотреть на мир субъективно: это персонаж, покоряющий перевалы
и преодолевающий границы, потому, что, будучи реальным персонажем, он наделен
буйным воображением, — и чем больше он выдумывает, тем реальнее он становится.
«Дионис» представляет собой грандиозный синтез Руша: это образ индустриального
общества, объединяющий механика-мадьяра, клепальщика из Берега Слоновой Кости,
прокатчика с Антильских островов, турка-плотника и швею- мотористку из
Германии; образ этот погружается в дионисийское прошлое, и его преследуют три
менады, белая, черная и желтая; но это прошлое можно назвать и будущим, т. е.
постиндустриальным горизонтом, когда один рабочий становится флейтистом, другой
— барабанщиком, прочие — виолончелистом, сопрано и пр., - и так формируется
дионисийское шествие, заполняющее Медонский лес. «Кинотранс» и его музыка
способствуют темпорализации образа, никогда не остающегося в настоящем времени
и непрестанно пересекающего его рубежи в обоих направлениях, хотя все это
происходит по инициативе профессора, который оказывается фальсификатором, не
кем иным, как фальсификатором, потенцией ложного, имеющей отношение к самому
Дионису. Если же альтернатива «реальное — вымышленное» оказалась до такой
степени преодолена, то причина здесь в том, что камера уже не «кроит» настоящее
— вымышленное или же реальное, — а постоянно связывает персонажа с прошлым и
будущим, составляющими непосредственный образ-время. Для того чтобы персонаж
утверждал вымысел как потенцию, а не как модель, ему прежде всего следует быть
реальным: он должен предаваться игре воображения, чтобы еще больше утверждать
собственную реальность, а не фиктивность. Персонаж непрестанно становится
другим и уже неотделим от становления, в котором он сливается с народом. Предыдущая Следующая
|