Предыдущая Следующая
Разрыв располагается не между вымыслом и реальностью
Разрыв располагается не между вымыслом и реальностью, а в
рамках нового типа рассказа, оказывающего влияние на тот и на другую. Изменение
произошло к началу 1960-х годов, в совершенно не зависящих друг от друга
сферах: в «прямом кино» Кассаветеса и Шёрли Кларк, в «кинематографе пережитого»
Пьера Перро и в «киноправде» Жана Руша. Так, например, когда Перро критикует
всякого рода вымысел, он имеет в виду тот смысл, в котором вымысел формирует
предустановленную модель истины, априори выражающую господствующие идеи или
точку зрения колонизатора, даже если та сфабрикована режиссером фильма. Вымысел
неотделим от «почитания», выдающего его за истину — будь то в религии, в
обществе, в кино или в системах образов. Слов Ницше «устраните ваше почитание»
никто не понял лучше Перро. Когда Перро обращается к реальным персона-
жам-жителям Квебека, то смысл этого не только в том, чтобы устранить вымысел,
но еще и в том, чтобы освободить его от пронизывающей его модели истины и,
напротив, обнаружить обыкновенную и беспримесную функцию фантазирования, этой
модели противостоящую. Противоположностью вымыслу является не реальное, не
истина, всегда принадлежащая хозяевам жизни или колонизаторам, а фантазирование
бедняков в той мере, в какой оно наделяет ложное потенцией, превращающей его в
воспоминание, в легенду, в монстра. Таковы белый дельфин из «Ради продолжения
мира», олень-карибу из «Края, где не растут деревья» и, в особенности,
светозарный зверь, Дионис, из «Светозарного зверя». Кинематограф должен уловить
не самотождественность того или иного персонажа, реального или вымышленного, в
его объективных или субъективных аспектах. Главное здесь — становление
реального персонажа, когда он сам начинает «сочинять», когда его застают «на
месте преступления с легендой», когда он тем самым вносит вклад в мифологизацию
собственного народа. Персонаж неотделим от некоего «до» и от некоего «после»,
но таких, какие он объединяет, переходя от первого состояния ко второму. Он сам
становится «другим», когда начинает фантазировать, при этом не впадая в
вымысел. Режиссер же, со своей стороны, также становится «другим», когда таким
же образом дает слово реальным персонажам, а те скопом заменяют его вымысел
собственной выдумкой. Режиссер и персонаж общаются между собой, выдумывая свой
народ. Я дал слово Алексису («Царство дня») и всему Квебеку, чтобы узнать, чем
я являюсь, «ведь чтобы сказать обо мне, достаточно предоставить слово им»1. Это
симуляция рассказа, легенды и ее метаморфоз, несобственно- прямая речь всего
Квебека, речь, постепенно превращающаяся из двухголовой в тысячеголовую. И
тогда кино получает право называться киноправдой, тем более что оно разрушает
все модели истинного, становясь творческим, производящим истину: это уже не
кинематограф истины, а истина кинематографа. Предыдущая Следующая
|