Предыдущая Следующая
Один аспект этого нового типа
Нам хотелось бы рассмотреть один аспект этого нового типа
рассказа таким, каким он предстает в совершенно иной области. Если мы обратимся
к жанрам, издавна отвергавшим вымысел, нам придется констатировать, что
кинематограф реальности иногда претендовал на объективный показ реальных сред,
ситуаций и персонажей, а иногда — на субъективный показ способов видения мира,
характерных для самих персонажей, того, как они сами видят собственное
положение, свою среду, свои проблемы. Обобщенно говоря, первый полюс можно
назвать документально-этнографическим, а второй — исследовательски-репортажным.
И тот, и другой жанр имеют собственные шедевры; есть и фильмы, где черты этих
жанров перемешаны в различных пропорциях (мастером первого жанра был Флаэрти,
во втором преуспели Грирсон и Ликок). Но если этот отвергающий вымысел
кинематограф и обнаруживал новые пути, то он все, же сохранял и возвышал идеал
истины, зависевший от самого кинематографического вымысла: существовало то, что
видит камера, то, что видит персонаж, а также возможный антагонизм и
необходимое разрешение этого конфликта. К тому же и персонаж сохранял или
обретал степень самотождественности, зависящую от того, сам ли он видел, или же
его видела камера. Самотождественность была и у режиссера-камеры, выступавшего
в роли этнографа или же репортера. И очень важным считалось отвергнуть заранее
наличествовавший вымысел в пользу реальности, которую кино могло уловить или
обнаружить. Но истина отвергалась в пользу реального при полном сохранении
модели истины, предполагавшей вымысел и из него проистекавшей. Именно это
доказал Ницше, но того, что идеал реального является глубочайшим вымыслом,
располагающимся в самой сердцевине реального, кинематограф еще не обнаружил.
Правдивость рассказа продолжала основываться на вымысле. Когда к реальному
применили модель идеального или истинного, многое изменилось оттого, что камера
стала обращаться к некоему предсуществующему реальному, — но, с другой стороны,
в условиях рассказа не изменилось ничего: объективное и субъективное оказались
смещены, но не трансформированы; самотождественности стали иначе определяться,
но остались определенными; рассказ же остался правдивым, реально, а уже не
фиктивно. И лишь сама правдивость рассказа так и не перестала оставаться
вымыслом. Предыдущая Следующая
|