Предыдущая Следующая
И все же этот новый перспективизм еще не дает нам
средства для установления подлинного продвижения вперед в фигурах, описываемых
таким способом, а также не позволяет располагать объемы ступенчато в плоских
сечениях. С другой стороны, с ним следует сочетать теорию теней, являющуюся в
каком-то смысле обратной для проективной теории: источник света теперь
располагается в точке вершины конуса, проецируемое тело становится
непрозрачным, а проекции производятся с помощью теневых объемных или
плоскостных участков1. Эти два аспекта и формируют «архитектуру видения». В
творчестве Уэллса они занимают первостепенное место, — и они дают нам решающее
основание в пользу отношений дополнительности между коротким монтажом и
планом-эпизодом. Короткий монтаж показывает плоские, уплощенные образы,
соответствующие перспективам и проекциям в прямом значении этих терминов, а
также объясняющие метаморфозы, имманентные предмету или индивиду. Отсюда нечто
вроде последовательности «номеров», весьма характерных для фильмов Уэллса: к
примеру, различных свидетелей прошлого мистера Аркадина можно считать серией
проекций самого Аркадина, одновременно и проецирующего их в каждый план, и
являющегося мощной точкой зрения, через которую мы движемся от проекции к
проекции; совершенно так же в фильме «Процесс» все персонажи — полицейские,
коллеги, студент, консьерж, адвокат, девочки, художник и священник — образуют
проективную серию одной и той же инстанции, и серия эта не существует помимо
собственных метаморфоз.
План-эпизод, наделенный глубиной кадра
Однако в другом аспекте план-эпизод, наделенный глубиной
кадра, выразительно отмечает объемы и рельефности; теневые участки, из которых
выходят тела и в которые возвращаются; оппозиции и сочетания света и тени;
производящие сильное впечатление полосатые узоры, которые накладываются на
тела, когда те бегут по несплошному пространству с промежутками («Леди из
Шанхая», «Процесс»: здесь мы видим настоящий неоэкспрессионизм, освобожденный
от собственных нравственных предпосылок, как от идеала истины)1. Можно
утверждать, что Уэллс подверг понятие центра двойному преобразованию, на
котором основан новый кинематограф: центр перестал быть сенсомоторным, и
сделался, с одной стороны, оптическим и определяющим новый режим описания, - с
другой же, светящимся и определяющим новый тип поступательного движения
повествования. Дескриптивное и проективное соответствуют повествованию и
туманности... Предыдущая Следующая
|