Предыдущая Следующая
Возводя ложное в некую степень, жизнь освобождалась как
от мнимостей, так и от истины: ни истинного, ни ложного, — альтернатива
становится неразрешимой, — но потенция ложного, воля, имеет теперь решающее
значение. Начиная с «Леди из Шанхая», Уэллс упорно выводит одного и того же
персонажа, фальсификатора. Но существует он не иначе как в виде серии
фальсификаторов, представляющих его собственные метаморфозы, поскольку сама
потенция существует лишь в виде серии потенций, служащих показателями ее
степени. Всегда наличествует персонаж, которому суждено предать другого (Уэллс
настаивает: принц должен предать Фальстафа, а Мензис — Куинлэна), так как
другой — уже предатель, а предательство представляет собой взаимосвязь
фальсификаторов, образующих целую серию. Сила личности самого Уэллса постоянно
заставляла забывать том, что его постоянной темой является отказ быть
личностью, в духе миссис Дэллоуэй, героини Вирджинии Вульф. Становление,
несводимое множество, персонажи и формы теперь имеют смысл лишь как
преобразование одних в другие. И относится это к адскому трио из «Леди из
Шанхая», к странным персонажам-отражениям из «Мистера Аркадина», к цепи,
связывающей героев «Печати зла», к беспредельным трансформациям героев
«Процесса», к пути лжи, по которому непрестанно идут король, его сын и Фальстаф
(при том, что все трое в каком-то отношении самозванцы и узурпаторы), — и
кульминацией всегда служит сцена, в которой роли меняются. Это касается и
большого сериала «Все это правда», представляющего собой манифест всего
творчества Уэллса и его раздумий над кинематографом. Ф - это Фальстаф, но, в
особенности, — герой фильма «Ф как фальшивка». Несомненно, в Уэллсе есть
сознательное сродство с Германом Мелвиллом, и оно важнее, чем его менее
сознательная близость к Ницше. В фильме «Все это правда» Уэллс выстраивает
столь же многоликую и совершенную серию мошенников, как Мелвилл — в «Доверенном
лице», причем Уэллс как раз выступает в роли Космополита-гипнотизера. Этой
большой уэллсовской серии, представляющей собою непрестанно видоизменяющуюся
историю, можно подвести следующий итог: 1 ) показ Оджи Кадара, после которого
все герои оказываются на улице; 2) показ Уэллса в роли фокусника; 3) показ
журналиста, автора книги о художнике-фальсификаторе, но также и фальшивых
мемуаров Хьюза, миллиардера-фальсификатора, имеющего многочисленных двойников,
так что мы даже не знаем, не обманул ли журналиста он сам; 4) беседа, или
«перемена местами», лжежурналиста и лжехудожника; 5) вмешательство самого
Уэллса, уверяющего, что на протяжении часа зрители больше не увидят и не
услышат ничего ложного; 6) Уэллс рассказывает о собственной жизни и размышляет
о человеке перед Шартрским собором; 7) приключение Оджи Кадара с Пикассо, в
конце которого внезапно появляется Уэллс и говорит, что вот прошел час, и
теперь все детали приключения являются вымышленными . Предыдущая Следующая
|