Предыдущая Следующая
В фильмах Уэллса какие-то существенные центры сохранились
И все-таки, как мы видели, в фильмах Уэллса какие-то
существенные центры сохранились (именно этим, кстати, Уэллс отличается от
Рене). Тут как раз уместно дать оценку тому радикальному изменению, которому
Уэллс подверг само понятие центра. Проблема глубины привела к очередному
преобразованию живописи в XVII веке. Возможно, фильмы Уэллса также сумели
воссоздать для нужд нашего современного мира преобразование мировоззрения,
впервые происшедшее в этот давний век. Если следовать превосходному анализу
Мишеля Серра, XVII век был не «классической» эпохой идеала истины, но барочным
столетием по преимуществу, хотя и неотделимым от того, что называют классикой;
истина в этом веке претерпела определяющий кризис. Перестала существовать
проблема, что является центром — солнце или земля, зато впервые важнейшим стал
вопрос: «Есть ли вообще какой-то центр или же его нет?» Обрушились все центры —
и тяжести, и равновесия, и силы, и вращения, словом, центры конфигурации. И
тогда-то произошла реставрация центров, но за счет глубокого изменения, великой
эволюции наук и искусств. С одной стороны, центр стал чисто оптическим, простой
точкой зрения. Этот «перспективизм» ни в коем случае не определяется
вариативностью внешних точек зрения на предположительно неизменный объект (ведь
идеал истинного сохранился). Здесь же, напротив, точка зрения считалась
постоянной, однако она всегда была интериорна по отношению к различным
объектам, которые, следовательно, представали как метаморфозы одной и той же
вещи в процессе становления. Именно проективная геометрия поставила взгляд в
точку вершины конуса и дала нам проекции, столь же переменные, как и плоскости
сечения: окружность, эллипс, гиперболу, параболу, точку и прямые, так что в
предельном случае сам предмет стал не более чем связностью собственных
проекций, собранием или серией своих метаморфоз. Перспективы и проекции суть
то, что не является ни истиной, ни мнимостью. Предыдущая Следующая
|