Предыдущая Следующая
Но ведь в становлении земля утратила какой бы, то, ни
было центр, и не только внутренний: у нее уже нет центра, вокруг которого она
могла бы вращаться. У тел больше нет центра, кроме центра их смерти,
возникающего при их исчерпанности и воссоединении с землей, чтобы подвергнуться
в ней распаду. У силы больше нет центра как раз оттого что она неотделима от
собственного отношения к другим силам: и тогда, как писал Дидье Гольдшмидт,
короткие планы начинают непрестанно раскачиваться то вправо, то влево, в той
степени, в какой план- эпизод вызывает хаотическое мерцание исчезающих центров
(начальные кадры «Печати зла»). Гири потеряли центры равновесия, вокруг которых
они распределяют собственный вес; массы утратили центры тяжести, вокруг которых
они упорядочиваются; у сил исчезли динамические центры, вокруг которых они
организуют пространство; даже у движений пропали центры вращения, вокруг
которых они развертываются. Мы видим у Уэллса мутацию, в такой же степени
кинематографическую, что и метафизическую. Ибо то, что противопоставляет себя
идеалу истины, движением не является: движение остается абсолютно сообразным
истинному до тех пор, пока оно обладает некими инвариантами: точкой тяжести
движущегося тела, привилегированными точками, через которые оно проходит;
фиксированными точками, по отношению к которым оно происходит. Вот почему
образ-движение по самой своей сути «подлежит юрисдикции» следствий истины, на
которые он ссылается, пока движение сохраняет свои центры. А именно это мы и
пытаемся утверждать с первых же страниц нашего исследования: кинематографическая
мутация начинает происходить в тот момент, когда аберрации движения наделяются
независимостью, т. е. когда движущиеся тела и движения утрачивают свои
инварианты. В таких случаях происходит переворачивание, при котором движение
перестает притязать на истину, а время — подчиняться движению: оба процесса
являются одновременными. Движение, в основе своей децентрированное, становится
лжедвижением, а время, в основе своей свободное, превращается в потенцию
ложного, которая теперь реализуется в лжедвижении (Аркадин всегда тут как тут).
Представляется, что Уэллс первым пробил ту брешь, через которую впоследствии
хлынули неореализм и новая волна, но совсем другими средствами. Посредством
своей концепции тел, сил и движения Уэллс построил мир, утративший какой бы то
ни было движущий центр или центр «конфигурации»: Землю. Предыдущая Следующая
|