Предыдущая Следующая
Полотнища прошлого существуют
Полотнища прошлого существуют: это страты, из которых мы
черпаем наши образы-воспоминания. Но их либо уже нельзя использовать ввиду
смерти, выступающей в роли вечного настоящего, наиболее суженного
куска-региона, — либо их уже невозможно даже воскресить, так как они дробятся и
смещаются, а также рассеиваются по нестратифицированной субстанции. И,
возможно, две этих возможности объединятся: может быть, универсальную
субстанцию мы найдем лишь в суженной точке смерти. Но смешением это не будет,
ибо здесь присутствуют два разных состояния времени: время как непрерывный
кризис, и — на более глубоком уровне — время как неизмеримая и устрашающая
первоматерия, время как универсальное становление. У Германа Мелвилла есть
текст, который написан словно про Уэллса: в глубине пирамиды, ценой чудовищных
усилий, мы продвигаемся от соединения к соединению и от одного археологического
слоя к другому — и все это ради того, чтобы обнаружить, что в погребальной
камере никого нет — если только там не начинается «нестратифицированная
субстанция». Разумеется, это не какая-то трансцендентная стихия, а имманентная
справедливость, это Земля и ее нехронологический порядок в той мере, в какой
каждый из нас рождается непосредственно из нее, а не от родителей: такова
автохтонность. В ней-то мы и умираем, искупая наше рождение. Герои Уэллса, как
правило, умирают, распростершись на земле, когда тело их находится уже в земле,
либо влачась и ползая по земле. Все сосуществующие страты сообщаются между
собой и накладываются друг на друга в среде жизнетворящей грязи. Земля —
изначальное время автохтонов. А вот то, что они видят, то, что видит когорта
грандиозных персонажей Уэллса: и герой «Печати зла», умирающий во влажной и
черноватой земле; и герой «Процесса», умирающий в яме, вырытой в земле; но уже
и агонизирующий майор Эмберсон, который с трудом произнес: «А мы-то из земли
вышли... так, значит, волей-неволей нам приходится возвращаться в землю...»
Земля может оседать под тяжестью вод, чтобы давать жизнь своим первозданным
монстрам, - как происходит в сцене с аквариумом и в рассказе об акулах из «Леди
из Шанхая». Ну и Макбет, в особенности фильм «Макбет»... Именно в нем Базен
сумел разглядеть типичные черты стихии, в которой живут персонажи Уэллса: «этот
декор из просмоленного картона, эти варвары-шотландцы, одетые в звериные шкуры
и потрясающие какими-то копьями из узловатого дерева, эти диковинные местности,
где шумят ручьи, над которыми висят туманы так, что никогда нельзя догадаться,
что над ними есть небо, а в небе -звезды: все это в буквальном смысле образует
доисторический мир, не мир первобытной истории наших предков - галлов или
кельтов, а мир предыстории сознания, схваченный в момент рождения времени и
греха, когда небо и земля, огонь и вода, добро и зло еще не были как следует разделены»
. Предыдущая Следующая
|