Предыдущая Следующая
«Процесс» выстраивается в одну цепь с «Мистером
Аркадиным».
«Процесс» выстраивается в одну цепь с «Мистером
Аркадиным». На каком полотнище прошлого герой будет искать проступок, в котором
он виновен? В прошлом ничего воскресить нельзя, все в нем галлюцина- торно.
Застывшие персонажи и покрытая вуалью статуя... Есть там области женщин, книг,
детства, проституток, искусства и религии. Настоящее теперь становится лишь
дверью, за которой ничего нет, и, отправляясь от нее, прошлого воскресить уже
невозможно, — ведь пока его ждали, оно уже ушло. В удлиненных планах, секреты
которых знакомы Уэллсу, исследуется каждый регион прошлого: таков, например,
продолжительный пробег вдоль длинной изгороди, когда героя преследует толпа
вопящих публичных девок (аналогичная погоня за псевдоубийцей с пространством,
показанным через просветы в изгороди, имела место еще в «Леди из Шанхая»).
Однако в регионах прошлого теперь отыскиваются не образы-воспоминания, а
галлюцинаторное бытие: женщины, книги, проститутки, гомосексуальность,
различные картины. Только выглядит все это так, словно некоторые полотнища
осели, а другие поднялись, и можно сказать, что здесь отложения различных
периодов залегают слоями, как в археологии. И уже невозможно сделать решающий
выбор: теперь сосуществующие полотнища налагают друг на друга собственные
сегменты. Так, в высшей степени серьезная книга оказывается еще и
порнографической; наиболее грозными взрослыми становятся еще и дети, которых
бьют; женщины служат в судах, но самой юстицией, возможно, заправляют
проститутки; а кто такая секретарша адвоката с ее сросшимися пальцами
— женщина,
публичная девка или же многослойное досье? Похоже, что регионы прошлого,
дробясь и теряя равновесие, входят в стихию высшей справедливости, а та всех их
перемешивает, — они попадают в стихию «прошлого вообще», где каждая жизнь платит
другой жизни мзду за собственную несправедливость (по формулировке
досократиков). Уэллсу удалось добиться такого успеха в трактовке Кафки потому,
что он сумел показать, каким образом пространственно отдаленные и
хронологически отличающиеся друг от друга куски сообщаются между собой в
глубине безграничного времени, превращающего их в смежные: этому-то и служит
глубина кадра, самые что ни на есть пространственно и хронологически отдаленные
друг от друга ячейки сообщаются между всех
этих полотнищ, от которого они отделяются и куда, дробясь, падают? Что это за
высшая справедливость, с точки, зрения которой все куски являются лишь чем-то
вспомогательным? Предыдущая Следующая
|