Предыдущая Следующая
Метакино
Подход к кино, осуществляемый Делёзом, требует от
читателя многих ограничений. Исторические аспекты, связанные с развитием
технологии, с открытием крупного плана, монтажа, звука, цвета, с функцией всех
этих нововведений, а также описание школ и направлений, специфики стилей
отдельных режиссеров, достоинств тех или иных фильмов, — все это вроде бы есть,
но есть как-то иначе, нежели в истории кино и кинотеории. Конечно, можно
рассматривать отдельные замечания и интуиции Делёза как развивающие те или иные
теоретические концепции в отношении кино. Однако это было бы не совсем
корректно, поскольку задача его несомненно не в этом. Он, используя кино, а
также и многие исследования и размышления о нем, вводит специфическое
пространство изменяющейся образности, в котором границы кино теряются.
Собственно Делёза и не интересует вопрос о том, что есть кино. С помощью кино
он пытается ответить на совсем другие вопросы. В частности, на вопрос: как
изменяется статус «реальности» в мире, в котором есть кино? Какова неявная
подоплека многих размышлений о кино? «Реальность» полагается неким набором
привилегированных образов (представлений), для которых характерно то, что они
произведены сознающим субъектом. И, в свою очередь, сами эти образы оказываются
знаками реальности. Для такой «реальности» кино является лишь чем-то
дополнительным, еще одним образом реальности, поставщиком знаков-дубликатов,
подтверждающих наличие некоторой реальности. Это фактически та же «реальность»,
которой подражает искусство. И когда речь заходит о восприятии (произведения
искусства или самой реальности), то оно оказывается подчиненным сознающему
субъекту, обладающему полнотой собственной субъективности, своего «я», из
которого вытекает существование некоторой воспринимаемой реальности. Кино в
этом случае оказывается системой представлений, что влечет за собой и поиски
эстетики кино (той самой «эстетики» как определенной технологии восприятия, о
которой Хайдеггер писал, что перед ее лицом мы теряем сущность искусства), и
поиски языка кино (того самого языка, который может высказывать смысл по
лингвистическим законам), то есть поиски всего того, что производит кино как
некоторое сущее. Предыдущая Следующая
|