Предыдущая Следующая
В случае с Делёзом мы имеем не столько книгу о кино,
сколько книгу о процессе становления сознающего субъекта субъектом восприятия.
Такой субъект восприятия ориентирован уже не на привилегированные образы, а на
образы- движения и на образы время, в которых хайдеггеровское «несобственное
бытие» неожиданно обретает материальность. То есть мир, где «я» всегда уже
включено в порядок повседневности, замкнуто в штампах и клише, где все его
действия неактуальны, поскольку это не его действия, а уже кем-то когда-то
совершенные и повторяемые им в качестве естественных, тех, из которых и
формируется время, то есть «реальность» и ее знаки. Однако устрашающие
коннотации таких слов как «ложь», «фальшь», «штамп», «клише», которые
необходимо учитывать, если мы имеем дело с философией Хайдеггера (несмотря на
весь потенциал их переосмысления, заложенный в этой философии), а также с
теоретиками и практиками кинематографа (за исключением очень немногих, таких,
как Гриффит, Годар, Эсташ), — все эти характеристики у Делёза обретают
неожиданно позитивное звучание. Но не потому, что «ложь» стала вдруг хороша, а
«штамп» интересней «инновации», а потому, что благодаря вскрытию логики образа,
диктуемой кинематографом, эти оппозиции перестали быть значимыми. Находясь в
рамках разбора фильмов, они еще работают в качестве некоторых инструментальных
категорий, но это только в том случае, если мы имеем дело с кино. «Кино» Делёза
все-таки не о кино, а о нашем восприятии (непсихологическом,
неиндивидуализированном), которое обнаруживает себя не в нас, в образах кино, о
том, что он называет планом имманентности и что имеет отношение к мысли. Мысль
эта произведена образами внешнего, несобственного бытия, бытия-с-другими. Это —
попытка пробиться к мысли снаружи, показать, что такое «мысль извне», мысль как
постоянное «метаотношение», как попытка выйти за пределы самой себя — в чистое
восприятие. Предыдущая Следующая
|