Предыдущая Следующая
Единства в образе-воспоминании нет
Единства в образе-воспоминании нет, и это ясно оттого,
что он «лопается» в двух направлениях. Он индуцирует весьма несходные образы
двух типов, и знаменитый монтаж «Гражданина Кейна» обусловливает множество
отношений между ними (ритм). Первые восстанавливают моторные серии прежних
настоящих, «актуальности» или даже привычки. Это съемки с разных точек,
последовательность которых рассказывает о супружеских привычках Кейна, о хмурых
днях и пустых промежутках времени. Это короткие множественные планы, и
наложение кадра на кадр в них показывает как бы кумулятивный эффект воли Кейна
(превратить Сьюзен в певицу). Сартр видел здесь эквивалент английского
фрекентатива, времени, указывающего на обыкновенный характер действия либо на
проходящее настоящее. Но что происходит, когда накопленные усилия Сьюзен
заканчиваются попыткой самоубийства, показанного в сцене с удлиненным планом и
с глубиной кадра? На этот раз образ приступает к настоящему исследованию одного
из полотнищ прошлого. В образах, данных в глубину, выражаются куски прошлого
как такового, и у каждого куска — свои оттенки и собственный потенциал, а кроме
того, эти образы отмечают критические моменты кейновской воли к власти. Герой,
действуя, погружается в прошлое и движется в прошлом: уже не время подчинено
движению, а движение — времени. Так, например, в большой сцене, где Кейн в
глубине кадра догоняет друга, с которым собирается поссориться, сам он движется
по прошлому; разрыв и был этим движением. Л в начале фильма «Мистер Аркадии»
авантюрист, движущийся к нам по большому двору, возникает из прошлого, исследовать
зоны которого он собирается вместе с нами. Словом, в этом втором случае
образ-воспоминание уже не проходит через последовательность восстанавливаемых
им давних настоящих, а преодолевает сам себя в регионах сосуществующего
прошлого, вызывающих его к жизни. Такова функция глубины кадра: каждый раз
исследовать определенный кусок прошлого, некий континуум. Предыдущая Следующая
|