Предыдущая Следующая
В мультипликационном фильме «Хронополис» Петр Камлер
смоделировал время с помощью двух элементов, шариков, насаженных на острия, и
эти шарики были обернуты в мнущиеся полотнища. Эти два элемента образуют
мгновения, отшлифованные кристаллические сферы, которые, однако, быстро
темнеют, если не... (что нам еще предстоит увидеть в продолжении этого
мультфильма).
Было бы неточным считать, что кинематографический образ,
по природе своей, принадлежит настоящему. Но по поводу Роб-Грийе такое
соображение порою высказывается, — однако из хитрости или же в насмешку: зачем
он, в самом деле, так старался получить образы в настоящем времени, если это и
так является данностью образа? И когда в кино впервые появился прямой
образ-время, это случилось не в виде аспектов настоящего (даже
имплицированного), а, напротив, в форме полотнищ прошлого — в фильме Уэллса
«Гражданин Кейн». Время в нем «сошло с петель» и поменяло отношения зависимости
от движения на противоположные; темпоральность впервые была показана как
таковая — но в форме сосуществования больших регионов, которые необходимо
исследовать. Схема «Гражданина Кейна» может показаться простой: Кейн умер, и
происходит допрос свидетелей, выстраивающих свои образы-воспоминания в серии
субъективных flashback^. Тем не менее она сложнее. Расследование направлено на
выяснение значения слова «Розовый бутон» (Rosebud) (что это такое, что это
означает в жизни Кейна?). И когда следователь приступает к «зондированию»,
каждый из допрашиваемых свидетелей рассказывает об определенном срезе жизни
Кейна, образующем круг или полотнище виртуального прошлого, континуум. И каждый
раз вопрос звучит так: в этом ли континууме, на этом ли полотнище находится
вещь (или существо) по имени Rosebud? Разумеется, эти регионы прошлого
хронологически направлены так же, как прежние настоящие времена, к которым они
отсылают. Но если течение времени можно без труда направить в обратную сторону
то причина здесь как раз в том, что в самих себе и по отношению к актуальному
настоящему, из которого движутся поиски (Кейн мертв), все они являются
сосуществующими, и каждый регион содержит всю жизнь Кейна в том или ином
аспекте. Каждый обладает тем, что Бергсон называл «яркими точками», т. е.
сингулярностями, но каждый сосредоточивает вокруг этих точек тотальность Кейна
или всю его жизнь, словно «смутную туманность»1. Разумеется, свидетели
обращаются к этим полотнищам, чтобы извлекать из них образы-воспоминания, т. е.
восстанавливать прежние настоящие. Но эти последние настолько отличаются от
актуализующих их образов-воспоминаний, что чистое прошлое может быть чистым
прошлым прежнего настоящего, каким оно было. Каждый свидетель «прыгает» в
прошлое вообще, мгновенно водворяется в том или ином сосуществующем куске и
лишь впоследствии воплощает определенные точки этого куска в образе-
воспоминании. Предыдущая Следующая
|